К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Развязать знакомство: почему Tinder уходит из России только сейчас

Фото Getty Images
Фото Getty Images
Американская Match Group, владеющая дейтинговым сервисом Tinder, заявила о том, что уходит с российского рынка. Компания ограничит доступ к своим сервисам в России к 30 июня. Свое решение там объяснили «защитой прав человека», хотя, по мнению экспертов, это скорее предлог: с 2021 года акции компании упали в пять раз, а выручка так и не восстановилась до предпандемийного уровня. Match Group сокращает присутствие на неприбыльных рынках, к которым относится и Россия в силу активности местных игроков

Красота среди бегущих

«Мы привержены защите прав человека. Наши бренды предпринимают меры по ограничению доступа к своим сервисам в России и завершат уход с российского рынка к 30 июня 2023 года» — так компания Match Group, владеющая Tinder, объяснила в годовом отчете свой предстоящий уход с российского рынка. Кроме Tinder, у Match Group есть еще несколько малоизвестных в России дейтинговых сервисов.

По сравнению со многими аналогичными зарубежными сервисами Tinder продержался на российском рынке еще достаточно долго. Так, после начала «спецоперации»* из России в марте 2022 года ушли дейтинговые сервисы Badoo, Bumble и Fruitz (все они принадлежат Bumble Inc.). А Tinder в апреле 2022 года перестал принимать платежи с карт российских банков и отключил платные опции для жителей страны, хотя в целом доступ к сервису сохранился.

Окончательный уход может значить недоступность скачивания приложения Tinder внутри России в AppStore и Google Play, считает генеральный директор «Мамбы» Андрей Бронецкий. «Но пока это только заявление, давайте посмотрим, что будет действительно сделано», — добавляет он. Он не исключает того, что Tinder оставит приложение для зарегистрированных пользователей, но уберет его из магазинов приложений, а также запретит пользователям, физически находящимся на территории России, использовать сервис. «Именно так поступил Badoo», — поясняет он.

 

По словам Андрея Бронецкого, на уход Tinder могли повлиять отсутствие возможности приема платежей из России и закупать трафик внутри страны из-за санкций, а также сложности с выводом прибыли за рубеж. Это, по его мнению, приведет к плавному перетоку аудитории в локальные сервисы знакомств. Сейчас, по его оценке, доля Tinder на рынке дейтинга в России около 20-25%.

«Насколько я могу догадываться, у них проблемы с монетизацией — так же как у всех других сервисов, из-за невозможности «процессить» российские карты, — рассуждает собеседник Forbes в инвестиционном сообществе. — Возможно, и трафик тоже у них упал из-за отсутствия экспатов и местных обеспеченных пользователей, ради чего можно было бы сохранять бесплатную версию на будущее».

 

По оценкам Allied Market Research, объем мирового рынка онлайн-знакомств составил $6,4 млрд в 2017 году и должен был вырасти на 45% до 2025 года — до $9,2 млрд. Более 40% рынка приходилось на США и всего около 1% — на Россию. Согласно данным Mediascope (есть у Forbes), в марте 2023 года ресурсы Tinder посетили около 1 млн российских пользователей старше 12 лет, это пятое место в категории «Знакомства».

Коронный удар

По мнению аналитика «Финам» Леонида Делицына, защита прав человека — скорее повод для ухода из России, реальная причина — это желание Match Group упростить свою структуру присутствия на различных рынках. «Акции Match Group за год упали вдвое, а с середины 2021 года — почти в пять раз. Своего пика выручка Match Group достигла в середине 2021 года и сейчас она в полтора раза меньше, чем до пандемии коронавируса», — добавляет Делицын. У Bumble Inc. схожая динамика, говорит он: судя по всему, инвесторы Match Group сосредоточились на прибыли, а не на росте бизнеса. По его словам, это обычно приводит к оптимизации расходов, в том числе за счет закрытия региональных бизнесов.

Акции Match Group выросли в ходе пандемии: люди, засевшие дома, стали более охотно оплачивать премиальные сервисы, чтобы наладить личную жизнь онлайн, считает аналитик акселератора Fintech Lab Сергей Вильянов. По его словам, у Tinder неплохая защита от обмана геолокации, так что для поиска людей в соседнем регионе или даже стране приходилось заплатить за премиальную подписку. «При наличии довольно большого количества свободного времени люди платили без долгих размышлений. После снятия ковидных ограничений снова стало возможным социализироваться в реальном мире», — рассуждает Вильянов.

 

По итогам IV квартала 2022 года прибыль на акцию Match Group составила 30 центов, тогда как аналитики предсказывали 46 центов, продолжает Сергей Вильянов. «Перегретые ожидания всегда ведут к снижению курса. Так что общий пессимизм на рынке высокотехнологичных акций подхлестнуло и разочарование в дейтинговых сервисах краткосрочных инвесторов», — заключает он.

После ухода Badoo из России аудитория «Мамбы» выросла на 20% к концу 2022 года, говорит Бронецкий, связывая рост и с уходом конкурентов, и с маркетинговой активностью компании: «При этом в большинстве своем это были пользователи iPhone». Он говорит, что его сервис и сейчас испытает приток аудитории, и прогнозирует, что количество регистраций на «Мамбе» может вырасти с 30 000 до 45 000-50 000 в сутки. «Могут возрасти и качественные метрики — время, проведенное в приложении, платежи, другая активность пользователей. Если раньше человек сидел в двух-трех приложениях, то теперь по факту у него будет только одно», — добавляет Бронецкий.

Теперь Match Group сосредоточится на ключевых рынках с высокой выручкой и низкой конкуренцией, тогда как в России всегда были сильны местные игроки, полагает Леонид Делицын. По его мнению, в прежнем виде возрождения рынка мобильных знакомств ожидать не стоит: «Эпоха роста мобильных дейтинговых компаний завершилась. В будущем люди будут знакомиться как-то по-другому».

* Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+