К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Европейский след: как Минцифры обяжет Apple устанавливать на iPhone чужие приложения

Фото Getty images
Фото Getty images
Минцифры надеется успеть внести в весеннюю сессию Госдумы уже готовый законопроект, который бы обязал Apple разрешить установку приложений из альтернативных магазинов. Документ разрабатывался по аналогии с европейским Digital Markets Act, который вступит в силу в следующем году. Если инициатива будет принята, российские разработчики получат шанс не только размещать свои приложения в обход AppStore, но и не платить Apple комиссию 30% от всех покупок пользователями подписок и цифровых продуктов через приложения

«Добросовестная компания»

Минцифры разработало законопроект, обязывающий Apple разрешать устанавливать приложения из сторонних маркетплейсов, а не только из AppStore, сообщил во вторник руководитель ведомства Максут Шадаев. «Если в том числе консультации с Госдумой покажут, что это актуальный вопрос и депутатам интересно нас поддержать, мы постараемся максимально быстро внести [законопроект в Госдуму]», — сообщил он, добавив, что, возможно, это случится уже в весеннюю сессию.

Минцифры рассчитывает, что компания согласится исполнять нормы законопроекта, так как «Apple — добросовестная компания». «Недавно она даже заплатила штраф, что в текущие времена очень сложно. Для этого им нужно было получать отдельное согласование OFAC (Управление по контролю над иностранными активами Минфина США. — Forbes), это не налоговый платеж. Apple прошла все процедуры согласования и заплатила в бюджет Российской Федерации штраф в размере 906 млн рублей. Я считаю это подтверждением того, что компания готова добросовестно выполнять требования российского законодательства и продолжать работу на рынке», — заявил Шадаев.

По образу и подобию

О том, что Минцифры планирует обязать Apple разрешить установку приложений из альтернативных магазинов приложений, стало известно в декабре 2022 года. Регулятор ссылался тогда на Digital Markets Act (DMA), который был принят в ЕС, — закон, который регулирует рынок цифровых сервисов и услуг. По этому закону, который вступил в силу 1 ноября 2022 года и начнет действовать 6 марта 2024 года, цифровые платформы, например Apple, Google, Meta (признана в России экстремистской организацией и запрещена), Amazon, Microsoft, Netflix, обязаны выполнять ряд требований и запретов.

 

Например, разрешить пользователям удалять любое предустановленное ПО, устанавливать сторонние приложения или магазины приложений, предоставить компаниям, размещающим рекламу на платформе, доступ к данным для независимой проверки эффективности рекламной кампании. В том числе DMA запрещает отслеживать пользователей за пределами платформы с целью целевой рекламы без их фактического согласия. Если корпорации откажутся выполнять эти требования, их ждут большие штрафы — до 10% от годового оборота при первом нарушении, а при повторных — до 20%. Плюс периодические штрафные санкции в размере до 5% от среднедневного оборота.

Если новый закон будет принят, на устройства под управлением iOS можно будет устанавливать приложения, которых нет в AppStore, и оплачивать покупки, минуя оплату через официальный магазин приложений, объясняют в Минцифры. Также разработчики маркетплейсов получат доступ к внутренним системным опциям наравне с фирменными приложениями. Речь в том числе об изменении настроек по умолчанию, сборе статистики и разрешениях приложений. Какие санкции предусматривает законопроект, если Apple будет противиться исполнению новых правил, в Минцифры комментировать не стали. При этом, как уточнили в Минцифры, норма будет касаться «не только Apple, но и других компаний».

 

О том, что Apple в ответ на принятый DMA готовится разрешить владельцам iPhone устанавливать приложения из сторонних магазинов, в декабре 2022 года сообщил Bloomberg со ссылкой на несколько источников. Apple рассчитывает изменить правила установки приложений с запуском iOS 17, который состоится в 2023 году. «Полагаю, у нас будет аналогичная история, — размышляет юрист, эксперт образовательной платформы Moscow Digital School Ирина Абдеева. — Установка сторонних магазинов приложений и (или) возможность скачать сторонние магазины приложений должна быть продиктована в первую очередь местным законодательством — это и есть рычаг воздействия. Если рассуждать о шансах реализации этой инициативы, то с учетом того, что этот функционал и так уже будет заложен в 17-ю версию iOS устройств Apple, которые будут завезены параллельным импортом в Россию, возможность как минимум скачать магазин приложений будет доступна».

Если законопроект будет принят, одним из главных его бенефициаров может стать VK, который при поддержке Минцифры разрабатывает российский магазин мобильных приложений для Android RuStore. В магазине представлены приложения технологических компаний, банков, мобильных операторов, маркетплейсов и других игроков. По собственным данным на 21 апреля 2023 года, с момента запуска в мае 2022 года ежемесячная аудитория RuStore в России выросла до 10 млн человек. В магазине уже доступно более 6000 приложений от 4000 разработчиков. В VK отказались от комментариев.

Pro et contra

DMA предполагает, что многие страны начнут принимать аналогичное регулирование — Южная Корея, Япония, Китай, рассуждает источник Forbes, близкий к Минцифры. Если в России обсуждаемый законопроект вступит в силу после DMA, то вероятность того, что Apple предоставит доступ к своей платформе разработчикам из России, «достаточно высока», полагает он: «Можно вспомнить, что Google, несмотря на свой уход с российского рынка, позволил использовать альтернативные способы оплаты в приложениях одновременно ряду стран, в том числе и России».

 

Apple зарабатывает на комиссии с платежей в приложениях, и отказ от монополии на свои устройства может серьезно ударить по кошельку компании, говорит собеседник Forbes, добавляя, что в России компания официально не работает «и, соответственно, ничего не теряет». По мнению собеседника издания, эта инициатива позволит российским разработчикам не только размещать свои приложения в обход AppStore, но и не платить Apple комиссию 30% от всех покупок пользователями подписок и цифровых продуктов через приложения.

«Если Минцифры сможет реализовать свою инициативу и на всех телефонах Apple будет возможность устанавливать сторонние приложения, это даст новый пользовательский опыт», — приветствует инициативу генеральный директор Smart Engines кандидат технических наук Владимир Арлазаров. Впрочем, поскольку продукция Apple ввозится в Россию с помощью механизмов параллельного импорта и предназначена для реализации на других рынках, заставить Apple исполнять это требование можно будет только после возобновления официальных поставок, если это произойдет, поясняет аналитик TelecomDaily Илья Шатилин. По его словам, поставщики разблокировать установку из сторонних источников не смогут технически. «Есть шанс, что из-за DMA сторонние магазины приложений смогут устанавливать все желающие страны, а не только ЕС, но это маловероятно, так как Apple на это вряд ли пойдет», — размышляет Шатилин.

Арлазаров при этом обращает внимание и на другой аспект, связанный с вопросами информбезопасности. Нововведение, по его мнению, может существенно снизить безопасность этой инфраструктуры из-за возможных установок неизвестных программ из неизвестных источников. «Нужно очень внимательно отнестись к тому, чтобы инициатива не создала возможности для злоумышленников использовать разные способы мошенничества», — заключает он.

В Apple на запрос Forbes не ответили.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+