Умницы хантинга: как изменился российский рынок HR-tech в 2022 году
Общий план
Общая выручка топ-50 крупнейших компаний рынка HR-Tech за 2022 год составила около 34,1 млрд рублей и выросла на 21,24% по отношению к 2021 году, следует из отчета агентства Smart Ranking (есть в распоряжении Forbes). В 2020 году объем рынка составлял примерно 13,8 млрд рублей, тогда как в 2021 году, по данным SR, уже 28 млрд рублей — сразу на 103% больше. Тем не менее, снижение темпов роста вполне объяснимо — взрывной ковидный рост также спустя год замедлился и на других технологических рынках, например, EdTech. Так, в первом полугодии 2022 года после начала «спецоперации»* рынок упал на 8,14% по сравнению со второй половиной 2021-го, а в следующем полугодии уже показал рост на 19,53%. По итогам 2023 года в SR прогнозируют, что рынок HR-Tech вырастет минимум на 30%.
Большую часть рынка сегодня занимают решения, помогающие в подборе персонала: джоб-борды (сайты для поиска работы), платформы для поиска временных сотрудников, системы автоматизации рекрутинга и др., констатируют в Smart Ranking. Доля таких компаний на рынке среди топ-50 в 2022 году составила 78,71%, а их суммарная выручка — 26,8 млрд рублей.
Внимание с привлечения персонала смещается на удержание имеющихся сотрудников, говорят опрошенные агентством участники рынка. «Среднемесячная активность работодателей и соискателей в 2022 году снизилась примерно на 20%, — рассуждает СЕО сервиса «Работа.ру» Вадим Шаповалов. — Во второй половине III — начале IV квартала активность бизнеса в подборе персонала начала расти, но не достигла уровня 2021 года».
Лидером роста за год стал сегмент КЭДО (кадрового электронного документооборота) — его годовая динамика благодаря эффекту низкой базы составила 80,78%. Сервисы КЭДО становятся все популярнее благодаря переходу части компаний на удаленную работу и принятию нового закона в отношении электронных документов. Также трендом большинство игроков называют спрос на комплексные HR-решения, которые закрывают большинство потребностей HR-специалистов: за год выручка сегмента выросла на 19%.
«У рынка есть желание автоматизировать как можно больше задач, — считает операционный директор «СберПодбор» Александр Ветерков. — Несмотря на то, что в отрасли уже есть крупные игроки, остается пространство и для новых компаний: многие ниши еще достаточно свободны, а потребность работодателей в удобных инструментах рекрутмента и HR только растет год от к года».
Бессменные лидеры
Несмотря на смещение внимания HR-специалистов с найма на удержание персонала, у топ-3 лидеров по объему выручки — HeadHunter (HH), «Авито Работа», Superjob (а также у «Работа.ру» с 4-й строчки) — основным продуктом является джоб-борд.
HH, выручка которого выросла почти на 20%, до 17,7 млрд рублей, продолжил развивать HR-экосистему полного цикла: в нее входят: сервис по поиску работы, CRM-система для рекрутеров, сервис поиска исполнителей для бытовых нужд, HCM-система, сайт отзывов о работодателях, сервис КЭДО, система обучения персонала.
Выручка «Авито Работа», по оценке Smart Ranking, выросла в 2022 году на 30%, до почти 4 млрд рублей. «Авито Работа» так же, как и HH, расширяет свою экосистему — в 2022 году она выкупила контрольную долю в HR Messenger, чат-боте для подбора сотрудников. Также компания владеет долей в сервисе гиг-занятости, «убере синих воротничков» GigAnt. Впрочем, в 2023 году «Авито» подала на него в суд, так как, по мнению акционера, GigAnt заключал не согласованные с ним сделки, а менеджеры тратили деньги в личных целях.
Сервис Superjob в 2022 году увеличил выручку на 13,62%, до 1,3 млрд рублей, оценивает Smart Ranking. В прошлом году компания перестроила систему оплаты: теперь работодатели будут платить не за размещение вакансии, как это обычно бывает на других сайтах, а за отклики потенциальных сотрудников. Также летом 2022-го сервис запустил платформу SuperStart с сервисами для начинающих специалистов.
Хотя акцент с найма персонала смещается на его удержание, все же 40% HR-специалистов, согласно опросу «Потока», считали подбор сотрудников приоритетной задачей 2022 года. Этим можно объяснить преобладающую долю соответствующего сегмента в HR-tech. Также первые четыре компании — гиганты с многолетней историей, с которыми непросто соревноваться.
Актуальные тренды
В числе главных тенденций рынка, о которых говорят его участники — импортозамещение и консолидация. «Спецоперация» сильно повлияла на HR-tech, признают они. Из России ушли поставщики крупнейших HR-tech-решений, в частности, SAP SuccessesFactors. Поэтому многие компании сейчас пытаются заменить ушедший продукт, а поставщики HR-tech-решений — создать что-то новое, указывают в Smart Ranking. «На волне импортозамещения появится огромная куча нишевых стартапов, но 90% из них умрет в первый год. А вот те, кто уверенно войдет в 2024-й год, станут интересными заявками на успех», — прогнозирует управляющий партнер «Пряников» Евгения Любко.
Курс на импортозамещение даже пойдет на пользу российскому HR-tech, считают игроки: конкуренция будет расти, продукты будут становиться лучше. «Из России ушли замечательные, на мой взгляд, платформы, у которых были интересные решения, крутой интерфейс, стильный дизайн, — рассуждает основатель и СЕО HRBOX Василина Соколова. — И теперь нашим игрокам приходится резко наращивать свою экспертизу. Клиенты не могут развидеть то, чем пользовались ранее и что было удобнее, чем оставшиеся предложения. Это сильно драйвит наш сегмент».
Комплексные решения, которые могут закрыть как можно больше потребностей клиента в работе с персоналом, становятся все более интересными для клиентов, утверждают эксперты. Спрос такого рода толкает компании как к созданию собственных новых сервисов, так и к слияниям и поглощениям. Крупные игроки уже расширяют функции за счет приобретения узконишевых сервисов: VK купил 25% Goodt, «1С» выкупил долю Softline Venture Partners в Mirapolis, а «Авито Работа» приобрела контрольный пакет в HR Messenger, казахстанском чат-боте для подбора персонала. Тренд на M&A есть не только в России — согласно исследованию hrtech.sg, в мире за прошлый год было совершено более 160 таких сделок, это на 56% больше, чем в 2021 году.
Помимо роста КЭДО, эксперты указывают на тренд на гиг-занятость — работодатели все чаще привлекают к выполнению задач самозанятых. Согласно опросу YouDo и HH.ru, летом прошлого года с самозанятыми сотрудничали 52% компаний, а в сентябре — уже 56%. А по данным Федеральной налоговой службы, самозанятых стало в два раза больше за прошлый год. «У нас нет сомнений, что платформенная занятость будет развиваться, а тренд на гибкие форматы — набирать силу», — считает Анастасия Ускова, генеральный директор платформы «Рокет Ворк».
Ведущий хедхантер Рунета Алена Владимирская считает, что в этом году на рынок будут влиять также такие факторы, как геополитика и госрегулирование искусственного интеллекта. «HR — производная от экономики, экономика — производная от политики. Появилось много инструментов, которые надо перекладывать в HR. Прежде всего связанных с внедрением ИИ: им уже активно занимаются, это бум 2023 и следующего года, если ИИ не запретят, — размышляет она. — Во многих странах боятся искусственного интеллекта — манипулирование и четкое знание данных всегда было привилегией государства. Чем больше ИИ будет развиваться, тем больше государство будет его запрещать. Но пока HR идет туда, уже создается много продуктов, а будет создаваться еще больше».
Кроме того, у России, по словам Владимирской, появляются новые дружеские страны: это периметр Центральной Азии, Китай, Индия, ОАЭ, Саудовская Аравия. «Новые экономические связи всегда ведут за собой HR-процессы и новые инструменты, связанные с ними — это прежде всего инструменты вокруг найма и удаленной совместной работы. В целом для HR-рынка много интересных перспектив, но насколько они будут реализованы, зависит от мировой экономики и политики», — заключает Владимирская.
* Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.