К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Продлить удовольствие: почему цикл жизни смартфонов в России увеличивается

Фото SeongJoon Cho / Bloomberg via Getty Images
Фото SeongJoon Cho / Bloomberg via Getty Images
Средний срок жизни мобильных устройств, которыми пользуются россияне, вырос до 2,5-3 лет, говорят опрошенные Forbes участники рынка. Ранее этот показатель составлял около двух лет. По мнению экспертов, на увеличение времени пользования, после которого смартфоны решают поменять, влияет, в частности, желание потребителей экономить, уход А-брендов с рынка и отсутствие прорывных технологий

Замена в составе

Средний срок использования смартфона за последние несколько лет вырос, рассказали Forbes представители ретейла и сотовых операторов. Если в 2016-2017 годах россияне меняли смартфоны в среднем каждые два года, то с 2019 по 2021 год жизненный цикл смартфонов увеличился до трех с половиной лет, говорит менеджер направления «Телеком» компании diHouse Артур Пак. «Начиная с 2022 года срок жизни устройства может достигать четырех лет и более», — добавил он.

В «М.Видео-Эльдорадо» также фиксируют тренд на увеличение срока замены смартфона. Но оценка компании более консервативная — средний срок жизни смартфона они измеряют в 2,5-3 года. «Текущий срок замены смартфона составляет в среднем три года», — говорит бизнес-аналитик ГК «F+ tech-Марвел» Антон Фомин. По его словам, еще несколько лет назад потребитель менял устройство гораздо чаще, уже через 2-2,5 года.

Молодые абоненты меняют телефоны чаще остальных, отмечают в «Вымпелкоме». По данным компании, у пользователей до 25 лет среднее время владения аппаратом (смартфоном или кнопочным телефоном) составляет 467 дней. Абоненты в возрасте от 25 до 45 лет меняют телефон в среднем раз в 553 дня, а те, кому от 45 до 65 лет, — раз в 575 дней. В среднем же один гаджет находится в сети 565 дней, указывают в «Вымпелкоме».

 

Ничего нового

По словам Артура Пака, во многом жизнь смартфона в России продлевается из-за ухода ряда А-брендов с рынка. Они свернули маркетинговые активности, рассрочки, кредиты и трейд-ин, которые подстегивали продажи и приводили к более частой смене смартфона, поясняет он. Немаловажным фактором длительности срока использования гаджета является продвижение новых устройств, отмечает руководитель аналитического центра GS Group Александр Сурков: «Если вендоры вкладываются в маркетинг, то спрос на новые модели вырастет».

Есть пользователи, которые обновляют свои устройства каждый год из-за морального устаревания предыдущей модели смартфона и выхода новой, однако доля таких потребителей будет сокращаться, уверен Пак. По его словам, в ближайшие годы модель разумного потребления и рационального подхода при выборе устройства станет преобладающей, что скажется на продолжении увеличения среднего срока эксплуатации смартфонов.

 

«Когда в повседневную жизнь входили смартфоны, они прогрессировали очень заметно. В период примерно с 2008 по 2016 год разница между моделями год к году была заметна невооруженным взглядом, — размышляет аналитик Fintech Lab Сергей Вильянов. — Улучшения и недостатки конструкции (в первую очередь отсутствие влагостойкости) влияли на решимость людей покупать новые аппараты».

Если производители предлагают в новых устройствах прорывные технологии, например, как в свое время NFC или 5G, то парк быстрее обновляется, согласен Александр Сурков. Если новое поколение имеет минимальные отличия от предыдущих, спрос на него невысокий, добавил он.

С 2016-2017 год прогресс в совершенствовании смартфонов сильно замедлился, подчеркивает эксперт. По его словам, какой-либо прогресс в развитии устройств можно отследить не менее чем за три года. «В 2020 году с дефицитом электронных компонентов стал наблюдаться совсем уж парадоксальный регресс, когда устройство нового поколения имеет характеристики ниже, чем в предыдущем. И люди относятся к этому нормально, потому что возможности техники и так избыточны для большинства пользователей», — поясняет Сергей Вильянов.

 

Падение рынка

По данным аналитического центра GS Group, в 2022 году в Россию импортировали 27,5 млн смартфонов, это на 22% меньше, чем годом ранее. Структура ценовых сегментов сильно изменилась: выросла доля нижнего (до 10 000 рублей) — с 32% до 39%, средний ценовой сегмент (10 000-30 000 рублей) сохранился на уровне 48% в штуках, сжался премиальный (дороже 30 000 рублей) — с 19% до 13%. Поставки iPhone упали на 57%, до 2,1 млн штук, в результате доля Apple на российском рынке снизилась до 7,7%. Поставки Samsung продемонстрировали еще большее падение — в три раза, до 3,7 млн штук, а доля компании сократилась с 32% до 14%.

Оборот российского рынка смартфонов по итогам 2022 года составил 529 млрд рублей — это более чем на треть меньше (-35%), чем в 2021 году. По оценкам GS Group, по итогам года Apple осталась лидером по обороту с долей 31,8%, а Samsung занял третье место с долей 14,5%. На второе место вышла компания Xiaomi с долей 21,5%. Также в лидеры выбились Realme с долей 12% и Tecno с долей 5,3%. Также высокую долю в обороте рынка показал бренд Huawei — более 5% рынка за 2022 год. Прочие бренды смартфонов суммарно занимают менее 9% оборота рынка, сообщает GS Group.

Телефоны испортились

В первую очередь на срок службы смартфона сейчас влияет его ремонтопригодность в неофициальном сервисе, рассказывает Вильянов. «Современный литийполимерный аккумулятор, установленный в смартфоне, начинает терять емкость уже через 8-10 месяцев после покупки. Так что к концу первого года разница уже немного чувствуется, а к концу второго она становится весьма заметной», — поясняет он. Замена аккумулятора в современных аппаратах среднего и флагманского уровней максимально осложнена: их трудно открыть для получения доступа к батарее, а система влагозащиты после вскрытия приходит в негодность. В фирменном сервисе замену аккумулятора делают качественно, но дорого, заключает Вильянов.

Сегодня на увеличение срока замены устройств влияет один из следующих факторов или сразу их совокупность, рассуждает Антон Фомин: «Во-первых, нет заметного технологического прорыва, который бы стал мощным стимулом. Во-вторых, с прошлого года люди приоритезируют расходы и стремятся экономить, в ряде случаев прибегать к ремонту как к относительно доступному средству продлить срок службы устройства. В-третьих, современные смартфоны не успевают устаревать с точки зрения характеристик — для повседневных нужд хватает и объема памяти, и качества фото, и производительности для мультимедиаконтента».

Несмотря на то что устройство еще не выработало свой ресурс, производители всячески подталкивают пользователя к его замене максимум через два-три года, отмечает Сергей Вильянов. По его словам, флагманы Samsung и Apple до 2018 года выглядят максимально долгоживущими — они вполне функциональны и недороги в ремонте. Но больше такую ошибку производители повторять не намерены, подчеркивает он.

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+