К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Маленький гигант большой экономии: сможет ли Bolt обогнать Uber

Маркус Виллиг (Фото DR)
Маркус Виллиг (Фото DR)
Пока мировой лидер в области совместных поездок спускал миллиарды долларов на то, чтобы купить господство на глобальном рынке, Маркус Виллиг со своим стартапом Bolt занимался совершенно противоположными вещами. Работая со скудным бюджетом, он построил бизнес стоимостью $8,4 млрд, сам разбогател на $700 млн, сосредоточившись на недооцененных рынках Африки и Европы

Маркус Виллиг убедился в том, что пришел не в тот бизнес, когда увидел пистолет. Это случилось в 2015 году. Тогда 21-летний основатель Bolt приехал в сербский Белград, чтобы предложить свое приложение местному сервису такси в качестве цифровой диспетчерской службы для водителей. Револьвер, небрежно оставленный на столе начальника, был четким сигналом: это были суровые люди, которые не церемонятся. Виллиг, двумя годами ранее основавший Bolt вместе со старшим братом Мартином, в один миг понял, что с этими людьми он не хочет иметь ничего общего. «Это были не очень приятные люди, чтобы пытаться вести с ними дела», ― вспоминает он.

Вместо того чтобы работать с традиционными операторами такси, Виллиг решил выйти на водителей и пассажиров напрямую. Этот путь привел базирующийся в Эстонии Bolt, получивший к тому времени финансирование всего на $2 млн, к непосредственной конкуренции с Uber, который годом ранее привлек $1,2 млрд инвестиций и достиг уровня капитализации порядка $17 млрд. Было очень страшно. Но не страшнее, чем оказаться под прицелом пистолета.

Маркус Виллиг (Фото Levon Biss для Forbes)

Поскольку у Виллига было всего 0,01% от финансовых возможностей Uber, было очевидно, что ему нужен совершенно другой подход к делу — для начала скрупулезный учет расходов. Избегая прямого столкновения с Uber на развитых рынках, Bolt принялся обустраиваться в странах вроде Польши, где конкуренция изначально была слабая либо отсутствовала вовсе.

 

Задача была крайне сложной. В 2015–2019 годах Виллиг титаническими усилиями вытянул доходность Bolt с $730 000 до $142 млн в год. Крупные убытки он себе позволить не мог, поэтому управлял компанией, чтобы выйти хотя бы на окупаемость. Uber же, напротив, до самого выхода на биржу в 2019 году успел потратить $19,8 млрд, то есть почти $6,3 млн в день.

Бережливый подход Виллига окупился. Сегодня бизнес работает более чем с 3 млн водителей, осуществляет деятельность в 45 странах и в 2021 году принес $570 млн выручки. По состоянию на момент последнего раунда финансирования в январе 2022 года компания оценивалась в $8,4 млрд. С тех пор уровень капитализации многих стартапов обвалился, и, по оценке Forbes, 17%-ная доля 29-летнего Виллига сегодня стоит $700 млн.

 

Время от времени Мартину, который на 15 лет старше Маркуса и является ветераном эстонского стартап-рынка, приходилось расплачиваться с сотрудниками за счет собственных сбережений. Но главное в том, что Bolt шел на всяческие хитрости: например, искал водителей через Facebook (принадлежит Meta, которая признана в России экстремистской и запрещена), а не через броские рекламные объявления, нанимал программистов из Эстонии по более низким расценкам (в сравнении с Кремниевой долиной) и работал из недорогой квартиры в Таллине. Комиссия платформы составляла 15% от стоимости проезда, и компания научилась выживать на эти деньги. «Инвесторы не могли отделаться от мысли о том, что на этом рынке победитель получает все», ― говорит Маркус Виллиг.

Когда местные спонсоры уговорили его последовать примеру всех остальных европейских стартапов, которые пытаются пробиться на рынок Соединенных Штатов, предприниматель решил начать бизнес в Южной Африке, наняв всех местных сотрудников через Skype (детище первого в истории эстонского IT-«единорога»). У многих водителей и клиентов в Южной Африке не было ни кредитных карт, ни банковских счетов, поэтому Виллиг оперативно внедрил возможность оплаты наличными. На выручку из африканских стран, в том числе из ЮАР, Нигерии и Ганы, сейчас приходится треть всего дохода Bolt.

После нескольких лет работы при скудных бюджетах бизнесмен нашел инвестиции от китайского гиганта в сфере поиска поездок DiDi, автомобильного концерна Mercedes-Benz, а потом в дело вложились венчурные фонды Sequoia Capital и Fidelity Investments, обеспечившие $1,4 млрд в двух раундах финансирования в период с августа 2021 по январь 2022-го.

 

Теперь у Виллига есть деньги и полномочия на стимуляцию дальнейшего роста Bolt, однако нужно быть осторожным, чтобы не угодить в те же ловушки, которые в свое время оказались на пути Uber. Собрав в 2021 году инвестиции под стать могучему конкуренту, Bolt также понес и сопоставимые с показателями Uber убытки в размере $622 млн. Половина этой суммы пришлась на выплату кредита со времен пандемии, а еще дорого обошлись бонусные скидки для пассажиров и водителей. К тому же Виллиг уже некоторое время курирует продолжающуюся работу над суперприложением Bolt, где можно будет брать в аренду скутеры и автомобили, а также заказывать доставку продуктов и готовых блюд.

Сейчас финансовые показатели еще только высчитываются, но в компании заявляют, что в 2022 году бизнес существенно сократил убытки, а Виллиг утверждает, что к концу текущего года он вернется в точку окупаемости: «У нас завершается напряженный пятилетний период инвестирования и развития бизнеса в различных городах, так что вкладываться в налаживание процессов нам больше не придется».

Одна из ловушек, которых ему удалось избежать, ― это присущее американским предпринимателям расточительство. Пока некоторые венчурные фонды всячески пытаются пересадить основателей своих стартапов с частных самолетов на обычные, инвесторы Bolt хвастаются бережливостью Виллига. Ни кредитных карт, ни корпоративных телефонов, ни каких-либо еще бонусов Bolt своим сотрудникам не выдает, а чтобы сэкономить на тратах в гостиницах, генеральный директор фирмы вплоть до 2019 года селился в одном номере с подчиненными.

Маркус Виллиг (Фото DR)

Один из первых инвесторов недавно заметил основателя стартапа втиснутым на среднее сиденье в самолете бюджетной европейской авиакомпании Ryanair. Судя по всему, почти двухметровый Виллиг отказался от услуги повышения класса обслуживания стоимостью $14. «С самого первого дня мы были очень экономны, потому что у нас не было денег, ― признается он. ― Теперь в Bolt работает 4000 человек. Они думают о том, на что тратят деньги, и в этом наше главное преимущество».

В то время как многие технологические гиганты в последние месяцы сократили рабочие места, Виллиг утверждает, что не планирует увольнений. Благодаря добровольному сокращению зарплат и правительственным грантам работники Bolt смогли пережить худший период пандемии, даже несмотря на 80%-ное снижение доходов. «Восстановление рынка наша команда встретила в полном составе», ― отмечает Виллиг.

 

Взятая на вооружение в Uber тактика грубой силы и бесцеремонного пренебрежения к местному законодательству подготовила почву для более умеренного подхода Bolt. Но теперь проект вырос и сталкивается с теми же препятствиями, которые были на пути Uber: протестами против низкой заработной платы, кампанией за то, чтобы оформлять водителей как полноценных сотрудников, и опасениями по поводу безопасности сервиса. В Эстонии Виллига очень любят, ведь он один из крупнейших работодателей в стране, но стартапу грозят сложности в более крупных государствах, где рынок регулируется гораздо жестче.

Никакой необходимости менять курс бизнеса или собственной карьеры предприниматель не видит. «У нас большая доля в компании, но если я ее продам, то возьму на две недели отпуск, потом вернусь обратно на Ryanair и начну новый бизнес, ― заключает молодой гендиректор. ― Впереди у меня еще пара десятков лет активной работы».


Во что вкладываться

Сервисы для организации поездок неподвластны мимолетным веяниям, и для успеха в бизнесе им необходимо увеличивать охват аудитории. Лучшим способом сыграть на данном тренде по-прежнему остается Uber. Калифорнийская компания является крупнейшим в мире оператором услуг городской мобильности, через которого координируются частные поездки, доставка посылок, продовольствия и транспортировка грузов. Uber работает в 70 странах по всему миру. В этом деле большое значение имеет масштаб. В феврале компания сообщила, что за 2022 год выручка повысилась до $31,9 млрд, то есть годовой рост составил 83%. Что еще важнее, в IV квартале рекордных значений достигли общий объем заказов, скорректированный показатель прибыли до вычета процентов, налогов, износа и амортизации (EBITDA) и скорректированная маржа по этому же показателю. Судя по столь уверенным траекториям роста, в ближайшие 18 месяцев курс акций может взлететь на 31% и дойти до отметки в $49 за штуку.

 

Джон Маркман, президент консалтингового агентства Markman Capital Insight и редактор рассылки «Инвестиции в будущее»


Перевод Антона Бундина

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+