Повестка дня: во сколько может обойтись создание электронного реестра военнообязанных
На всех скоростях
Во вторник, 11 апреля, депутаты сразу во втором и третьем чтениях приняли законопроект об электронных повестках и едином электронном реестре военнообязанных. Среди прочего это позволит вручать повестки не только лично и под роспись, но и в электронном виде, в том числе через портал «Госуслуги». При этом в документе оговаривается, что повестка будет считаться врученной с момента ее отправки. Даже если электронное письмо с повесткой будет не прочитано, сама повестка будет считаться врученной спустя семь дней с даты ее размещения в единой базе данных призывников.
Создание этого реестра также предусматривает законопроект. Разработкой реестра займется Минцифры. Доступ к нему планируется обеспечить через «Госуслуги». Предполагается, что в нем будут размещены персональные данные военнообязанных, собранные из различных госструктур и ведомств: ФНС, МВД, Центральной избирательной комиссии (ЦИК), Пенсионного фонда (так написано в тексте законопроекта — ПФР после его слияния с Фондом социального страхования упразднен с 1 января 2023 года. — Forbes), ЗАГСов, медицинских и образовательных организаций. В перечень информации войдут в том числе паспортные данные, ИНН и номер СНИЛС, место регистрации и фактического пребывания, информация о наличии иностранного гражданства или ВНЖ, сведения о месте работы, образовании и состоянии здоровья, а также о наличии судимости и пр.
Указом от 25 ноября 2022 года Владимир Путин поручил Минцифры, ФНС и Минобороны до 1 апреля 2024 года сформировать государственный информационный ресурс данных военнообязанных. Минобороны и ФНС должны идентифицировать граждан, данные которых нужны для формирования ресурса. Руководство регионов, Минобороны и Минцифры должны были до 30 декабря 2022 года обеспечить преобразование необходимых сведений в цифровую форму. Правительству поручено утвердить этапы создания ресурса и порядок его ведения.
На сколько потянет
Создание подобных реестров чаще всего затягивается, а его разработчики запрашивают дополнительное финансирование, отмечает независимый IT-специалист Филипп Кулин. Однако, по его мнению, скорее всего, этот реестр создадут довольно быстро, «но на коленке, и тут же начнут рассылать электронные повестки. Никого не волнует, насколько хорошо этот реестр будет работать», заключает он.
Одной из основных задач при создании единого электронного реестра воинского учета является обеспечение безопасности данных, указывает директор по маркетингу и прямым продажам ICL Services Лилия Алеева. Учитывая конфиденциальный характер военных данных, крайне важно, по ее словам, обеспечить защиту базы данных от внешних и внутренних угроз. «Ее создание потребует развертывания надежных мер безопасности, включая шифрование, системы обнаружения вторжений и контроль доступа, — продолжает она. — Еще одна проблема заключается в обеспечении точности и целостности данных. Базу данных необходимо будет регулярно обновлять и поддерживать, чтобы данные были точными и актуальными. Это требует значительного уровня координации между различными ведомствами и отделами, участвующими в обслуживании реестра».
Решением приравнять бумажные повестки к электронным и рассылать их через «Госуслуги» практически обвалена тщательно создаваемая репутация этого портала, количество пользователей которого явно будет сокращаться, считает собеседник Forbes в IT-индустрии. Сколько аккаунтов было удалено после новостей о принятии законопроекта, в Минцифры комментировать не стали.
Источник Forbes, близкий к Минцифры, сомневается в том, что реестр воинского учета получится создать быстро. Он отметил, что до сих пор не решен вопрос с единым реестром сведений о населении как таковым. Кроме того, у Минобороны нет соответствующей государственной информационной системы (ГИС), а ее создание занимает значительное время, добавил он. Также не оцифрованы личные дела в военкоматах, резюмирует собеседник Forbes.
«По нашим данным, работы по созданию реестра начались еще до принятия законопроекта Госдумой, и сегодняшний день не является отправной точкой в его разработке, — говорит источник Forbes в IT-отрасли. – Поэтому появление единого электронного реестра воинского учета вполне реально в обозримом будущем». Однако он обращает внимание на важные нюансы. Во-первых, реестр дипломов, по его словам, всё ещё не наполнен, базу планировали заполнить только к концу 2023 года. Рособрнадзор пояснял в письме, что отсутствие сведений о дипломе в этом реестре «не опровергает факт выдачи указанного документа гражданину». Но это повлияет на процесс наполнения реестра воинского учета, продолжает эксперт.
«Во-вторых, данные ФНС и МВД тоже не всегда актуальны. В итоге мы видим, что нет никаких гарантий качества агрегируемых данных в реестре воинского учета. Как и в целом сам процесс координации данных такого количества ведомств несёт в себе риски появления ошибок, неточностей и дублей в реестре, — рассуждает собеседник Forbes. – Глобально это можно решить за счёт привлечения к процессу выверки данных работодателей, так как зачастую именно они обладают наиболее «чистой» информацией. Но в то же время это означает появление дополнительных источников данных и усложнение и так непростого процесса».
Обычно разработка таких реестров требует «миллиардов рублей», оценивает порядок необходимых расходов ещё один источник Forbes в телекоммуникационной отрасли. При этом он не исключает, что будут задействованы не только данные ведомств, но и коммерческого сектора — например, банковского, телекоммуникационного.
Есть два сценария создания реестра — дешевый и дорогой, рассуждает коммерческий директор «Кода безопасности» Федор Дбар. По его словам, многое зависит от того, есть ли уже какая-то IT-инфраструктура для решения этой задачи или же ее нужно строить с нуля. «Основные статьи расходов составят построение дата-центра и организация рабочих мест. Если есть центр обработки данных (ЦОД), если не нужен специфический прикладной софт, а организация обмена информацией между ведомствами и военкоматами будет похожа на плоскую базу данных с возможностью запроса и редактирования через интерфейс, то это обойдется сравнительно недорого, — продолжает он. — Если это будет еще и веб-интерфейс, когда нужен только браузер и не требуется дополнительных рабочих станций, то примерная планка такого проекта составит от нескольких десятков до нескольких сотен миллионов рублей».
Однако, если же предполагается создание ЦОДа, обновление парка конечных станций и разработка специфического софта, то стоимость этого проекта может доходить до «нескольких миллиардов рублей», считает эксперт. Нужно учитывать, что работы по внедрению такой системы рассчитаны на год-полтора — и это без учета процедуры бюджетирования, поиска поставщиков и тендера, обращает внимание Федор Дбар.
ФНС перенаправила Forbes в Минцифры. Там, как и в ЦИК, МВД, Минобороны и Минпросвещения, на запрос Forbes не ответили.