Ни с места: зачем спецслужбы хотят получить доступ к геолокации пользователей такси
Такси тоже в списке
Федеральная служба безопасности (ФСБ) намерена получить «круглосуточный удаленный доступ» к данным агрегаторов такси, чтобы в том числе получать от них информацию о геолокации и платежах пассажиров, следует из проекта постановления правительства, регулирующего порядок предоставления доступа службы к информационным системам агрегаторов такси. Документ размещен на портале правовой информации 24 марта.
Проект постановления детализирует закон о такси, который был принят 29 декабря 2022 года. В тексте закона прописана обязанность агрегаторов такси хранить сведения о заказах не менее полугода и предоставлять ФСБ к ним доступ, но не обозначено, как именно спецслужбы будут его получать.
Согласно проекту постановления правительства, агрегаторы, входящие в реестр организаторов распространения информации (ОРИ), должны предоставлять ФСБ (в том числе «в интересах других уполномоченных органов») «круглосуточный удаленный доступ к информационным системам и базам данных» во внесудебном порядке. Документ также расширяет перечень данных «электронным мониторингом геолокации» и «средствами платежа». Предполагается, что постановление вступит в силу с 1 сентября 2023 года одновременно с законом о такси.
Напомним, что понятие ОРИ появилось в законе «Об информации» в рамках так называемого пакета Яровой: к нему относятся различные интернет-площадки, позволяющие получать информацию и общаться между собой пользователям — это соцсети, форумы, интернет-магазины, сайты с отзывами, СМИ. Эти нормы действуют с 2016 года и требуют от сервисов, включенных в реестр ОРИ, предоставлять ФСБ логин пользователя, его паспортные данные, сведения учетных записей в других сервисах, IP-адрес и другую информацию.
Отказать невозможно
Постановление позволит спецслужбам отслеживать пассажиров такси в режиме реального времени, говорит независимый IT-специалист Филипп Кулин. Он указывает, что в регионах есть еще местные агрегаторы такси, которые вряд ли войдут в реестр ОРИ. «При этом данные, доступ к которым получит ФСБ, в том числе о геолокации, могут утечь на черный рынок и быть обнародованы», — обращает внимание он.
Документ меняет порядок, сроки и особенности предоставления данных агрегаторами такси по запросу спецслужбы, при этом возможность запроса данных есть и на данный момент, поясняют юристы. Сейчас ФСБ необходимо обосновать необходимость своего запроса, а служба такси может отказать в предоставлении информации — тогда разбирательство перейдет в судебную плоскость, отмечает руководитель практики «Цифровое и IT-право» ЮК «Лемчик, Крупский и партнеры» Екатерина Соколова. Согласно проекту постановления, для доступа к информации ФСБ не нужно будет прибегать к судебному разбирательству, а отказать в предоставлении сведений фактически будет невозможно, объясняет она.
«Яндекс Такси» находится в реестре ОРИ с 14 января 2022 года и уже предоставляет ФСБ данные о пассажирах и их сообщениях, обращает внимание руководитель практики интеллектуальной собственности юридической фирмы DRC Владимир Ожерельев. Если раньше пассажиры в целях сохранности своих данных могли использовать службы и агрегаторы, не включенные в реестр ОРИ, то новый порядок закрывает эту возможность. В настоящее время единственным агрегатором такси в реестре является «Яндекс Такси», но, по всей видимости, стоит ожидать включения в реестр и других сервисов, считает Ожерельев.
Поскольку документ расширяет список данных, к которым спецслужба может получить доступ, включая в них данные о геолокации и средствах платежа, то агрегаторам придется модернизировать свои информационные системы, чтобы обеспечить хранение этих данных. Затраты на это лягут на агрегаторы такси, полагает Соколова: «Есть вероятность, что к сентябрю 2023 года не все службы такси смогут организовать соответствующие системы».
От порога до порога
За последние пару лет рынок агрегаторов такси в России значительно поредел в количестве участников после консолидации или ухода игроков из страны. Так, в начале 2021 года «Яндекс» приобрел активы компании «Везет». В феврале 2022 года с российского рынка ушел китайский Didi. В марте 2022 года об окончании работы объявил «Ситимобил», активы компании у «Сбера» и VK купила People&People, а в inDriver заявили, что доля России в основном бизнесе компании небольшая и продолжает снижаться, а команда будет «становиться все более международной», по сути, отказавшись от развития в России. В июне 2022 года прекратил работу в России и Gett.
На рынке осталось не так много агрегаторов такси, поэтому инициатива не должна сильно ударить по экономике и расходам бизнеса: обеспечивать доступ к информации придется нескольким компаниям, у которых есть необходимые ресурсы, указывает представитель People&People («Ситимобил», «Грузовичкоф», «Таксовичкоф») Екатерина Зубенина.
Пользователи идентифицируются сервисом только по номеру телефона, который можно поменять в любое время, отмечает представитель «Максим» Павел Стенников. Агрегаторы сохраняют информацию о дате заказа, маршруте поездки и способе оплаты — безналичными или наличными средствами, добавляет он. «Действующее законодательство позволяет правоохранительным органам запрашивать информацию о поездках, а организации обязаны ее предоставить. Зачем ФСБ нужен прямой доступ к базам данных агрегаторов и как это будет организовано технически, мы пока не знаем», — отмечает Стенников.
В «Яндексе» отказались от комментариев. В ФСБ не ответили на запрос Forbes.