К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

В США могут заблокировать TikTok: что это значит для тинейджеров и техногигантов

Фото Sean Gallup / Getty Images
Фото Sean Gallup / Getty Images
В начале марта комитет палаты представителей Конгресса США принял законопроект, который может позволить президенту полностью запретить TikTok в стране. С ноября 2022 года соцсеть уже запретили на государственных устройствах более 20 штатов, а некоторые университеты заблокировали его в Wi-Fi-сетях кампусов. Почему это происходит и что ждет приложение в США?

В январе 2023 года сенатор-республиканец Джош Хоули внес законопроект о запрете TikTok для всех американцев. Ранее он же настаивал на принятии закона, который запретил TikTok на всех устройствах федерального правительства. Причина одна и та же — утверждение, что приложение может делиться конфиденциальными данными о местоположении, личных привычках и интересах американцев с китайским правительством. В марте был одобрен законопроект, благодаря которому президент Джо Байден может полностью запретить популярную среди молодежи соцсеть в США.

Компания ByteDance, которой принадлежит TikTok, в свою очередь, утверждает, что администрация Байдена выдвинула следующее требование: либо китайские владельцы приложения продадут свою долю, либо его запретят на территории США. Пресс-секретарь TikTok Морин Шанахан сказала, что переход доли другому собственнику никак не решает возможную угрозу нацбезопасности: «Смена владельца не наложит никаких новых ограничений на потоки данных или доступ к ним. Лучший способ решить проблемы национальной безопасности — это прозрачная защита данных и систем пользователей США с надежным мониторингом независимой стороной, проверкой и верификацией, которые мы уже внедряем».

О ситуации высказались и китайские власти, указав, что США безосновательно распространяют о приложении ложную информацию. «Американская сторона до сих пор не представила доказательств того, что TikTok угрожает национальной безопасности США», — сказал пресс-секретарь Министерства иностранных дел Китая Ван Вэньбинь. Кроме того, Пекин заявил, что выступает категорически против принудительной продажи американского бизнеса TikTok и отчуждения его от материнской компании, поскольку это подразумевает в том числе передачу технологий, что требует одобрения китайского правительства. 

 

На пресс-брифинге Белого дома 28 февраля заместитель пресс-секретаря Оливия Далтон заявила, что власти США предпринимают меры для борьбы с китайским желанием получать данные американских граждан. 

Помимо этого, Министерство юстиции США расследует дело о предполагаемой слежке китайского владельца TikTok за американскими гражданами, в том числе за журналистами. ByteDance же признала в декабре, что некоторые ее сотрудники ненадлежащим образом получили данные американских репортеров — пользователей TikTok, а также объявила, что они больше не работают в компании.

 

В четверг, 23 марта, генеральный директор TikTok Шоу Цзы Чу дал показания перед комитетом палаты представителей по энергетике и торговле. Видео со слушания уже разлетелись по сети — пользователи смеются над конгрессменами, которые, например, интересовались, подключается ли TikTok к их домашней сети Wi-Fi и фиксирует ли приложение расширение зрачков, и в шутку призывают ввести для парламентариев верхнюю ограничительную планку по возрасту.

Накануне слушания, в среду, 22 марта, ByteDance, как пишет Wall Street Journal, «высадила в Вашингтоне батальон инфлюенсеров», чтобы показать Конгрессу, что запрет приложения встретит широкое народное сопротивление. «TikTok — это не детское танцевальное приложение, — сказал газете Эйдан Кон-Мерфи, первокурсник почти с 300 000 подписчиков в TikTok и основатель группы защиты интересов инфлюенсеров Gen-Z for Change. — Это один из самых мощных инструментов, которые молодые люди должны использовать для взаимодействия друг с другом и для участия в общественной жизни». 

Связан ли TikTok с китайским правительством 

На слушании в Конгрессе Чу отвергал все подобные обвинения, говоря в том числе, что платформа не использует информацию о телах, лицах или голосах пользователей для идентификации личности; ранее компания также заявляла, что ее сотрудники в Китае не имеют доступа к биометрическим данным пользователей соцсети. 

 

TikTok прилагает активные усилия, чтобы доказать, что приложение — не угроза национальной безопасности США. Так, компания запросила одобрение у группы федеральных агентств, известных как комитет по иностранным инвестициям в Соединенных Штатах, или CFIUS, на реализацию плана под названием Project Texas. В этом плане описывается, как TikTok предотвратит доступ китайского правительства к пользовательским данным США или вмешательство в рекомендации контента. Однако этот план не был утвержден. «Мы не верим, что TikTok когда-либо примет американские ценности, — сказала Кэти Макморрис Роджерс, представительница республиканской партии из Вашингтона, которая проводила слушания. — TikTok неоднократно совершал выбор в пользу усиления контроля, усиления слежки и увеличения манипуляций. Эта платформа должна быть запрещена».

Приложение еще в 2020 году пыталась запретить администрация Дональда Трампа, однако тогда суд посчитал доказательства угрозы недостаточными. Алексей Кричевский, финансовый эксперт и автор Telegram-канала «Экономизм», говорит, что тогда аргументация была не слишком убедительной: «Из-за платформы можно стать асоциальной личностью, заработать несварение желудка, превратиться в коммуниста и так далее». 

Между тем Чу продолжает настаивать на том, что​​ американские данные хранятся только на американской территории и под наблюдением американского персонала. Эмили Бейкер-Уайт — одна из тех журналистов, за которыми, согласно материалам расследования, велась слежка, — на страницах BuzzFeed утверждает, что личные данные американцев доступны китайским сотрудникам и что это следует из утечки аудиозаписей с совещаний компании. 

В июле 2022 года американо-австралийская фирма по кибербезопасности Internet 2.0 опубликовала отчет, в котором говорится, что компания собирает «гораздо больше данных, чем необходимо, и обеспечивает гораздо меньше защиты, чем должна». Кроме того, аналитики Internet 2.0 отметили, что приложение подключается к серверу в материковом Китае, управляемому Guizhou BaishanCloud Technology Co Ltd. В ответ на это TikTok заявил, что IP-адрес, указанный в отчете, находится в Сингапуре, и сетевой трафик остается в регионе.

Некоторые американские конгрессмены выражают опасения, что через приложение можно манипулировать общественным мнением благодаря персонализированной ленте рекомендаций. Колумнист USA Today Рекс Хаппке высмеял эту позицию в юмористической колонке: «Истинные патриоты согласны, чтобы их данные получали только надежные американские компании [...] Если уж мне будут промывать мозги, пусть это будут соцсети, размещенные тут, в старых добрых американских Штатах, как это был задумано Господом». 

 

Даниил Шеповалов, IT-эксперт и бывший глава пресс-службы Rutube, не согласен, что манипуляции со стороны Китая — это такая уж нелепая гипотеза. Он считает, что опасения по поводу национальной безопасности могут быть оправданными, ведь площадкой пользуются более 150 млн американцев: «Это существенная часть электората на предстоящих президентских выборах. Кто его знает, может, китайцы научились психопрограммированию с помощью видео танцующих тинейджеров, и 5 ноября 2024 года заставят избирателей голосовать не за того, за кого надо». 

Могут ли TikTok заблокировать в США

Адвокат Forward Legal Людмила Лукьянова считает, что сейчас блокировка TikTok в США на законодательном уровне вполне реальна: «Судя по тому, как освещается обсуждение, Конгресс настроен утвердить законопроект о запрете платформы. Если президент подпишет законопроект, он будет считаться принятым». 

Китайские компании не в первый раз попадают под пристальное внимание американских властей — в прошлом году в стране запретили использование  нового телекоммуникационного оборудования от китайских Huawei Technologies и ZTE, потому что компании представляют неприемлемый риск для нацбезопасности США. По этим же правилам фактически запрещены продажа или импорт нового оборудования, произведенного компаниями Dahua Technology, Hangzhou Hikvision Digital Technology и Hytera Communications Corp. 

Однако в США запрет, который мешает американцам использовать приложение, может столкнуться с юридическими проблемами на основании Первой поправки к Конституции, касающейся свободы слова, сказала New York Times Кейтлин Чин, научный сотрудник Центра стратегических и международных исследований. Ведь платформой пользуется огромное количество американцев, в том числе избранные народные представители  и популярные СМИ, такие как New York Times и Washington Post, которые завели себе аккаунты в TikTok. «В условиях демократического режима правительство не может просто запретить свободу слова или выражения, не имея для этого очень сильных и убедительных оснований, и мне пока неочевидно, что такие основания есть», — сказала Кейтлин Чин. 

 

Лукьянова же полагает, что Первая поправка, скорее, может стать основой для апелляции в суде: «В случае блокировки TikTok наверняка попробует оспорить закон в суде как противоречащий Первой поправке к Конституции США. У платформы есть убедительные аргументы для этого, поскольку сама риторика законодателей об угрозах национальной безопасности не очень отличается от 2020 года, когда подобный законопроект уже был отклонен». Тем более, подчеркивает эксперт, TikTok зарегистрирован в США, а 60% акций компании свободно обращаются на рынке, в связи с чем обвинения в передаче данных Китаю нуждаются в убедительных доказательствах. 

Александр Качановский, операционный директор группы компаний Gem4me, считает, что если не будет достаточных доказательств отсутствия угрозы США, то компанию могут вынудить продать активы.  

При этом TikTok действительно поддерживают сторонники свободы слова. «Запрет или ограничение доступа к социальным сетям является отличительной чертой авторитарных режимов, и мы должны быть очень осторожны с предоставлением правительству США таких полномочий», — сказал Джамиль Джаффер, исполнительный директор организации Knight First Amendment Institute («Институт Первой поправки к конституции США имени Найтов») при Колумбийском университете.

К этому же апеллирует Шоу Цзы Чу — он утверждает, что запрет TikTok будет наступлением на свободу слова. Приложение обслуживает многие малые предприятия и инфлюенсеров, говорит он, кроме того, у компании 7000 сотрудников в США. 

 

С другой стороны, против запрета выступил Американский союз гражданских свобод. Миллионы американцев, создатели цифрового контента и маркетологи не хотели бы, чтобы платформа исчезла, а блокировка популярного приложения может создать политическую реакцию среди молодежи, пишет и New York Times. 

Качановский говорит, что важно понимать нюансы потенциального запрета и в чем он будет выражаться: «Не исключено, что само приложение будет работать, но его не будет в магазинах приложений Google и Apple». 

При этом все больше и больше стран запрещают использовать TikTok на государственных устройствах. Среди них — Франция, Нидерланды, Норвегия, Великобритания, Канада, Бельгия и другие европейские государства. Ограничения также ввели Европарламент, Европейская комиссия и Совет ЕС. При этом Франция запретила своим госслужащим использовать на рабочих устройствах не только TikTok, но и другие «рекреационные» приложения, такие как американский Netflix, объясняя это тем, что приложения такого типа не обеспечивают достаточного уровня кибербезопасности. 

Пакистанские власти временно запрещали TikTok для всего населения по крайней мере четыре раза с октября 2020 года из-за «аморального контента». Также приложение на территории Афганистана запретил «Талибан» (движение запрещено в России) за то, что он «сбивает молодежь с пути». 

 

А Индия запретила TikTok и еще 200 китайских приложений в середине 2020 года, утверждая, что они тайно передают данные пользователей на серверы за пределами страны. 

Отразится ли блокировка TikTok на экономике США 

Запрет TikTok значительно расширяет возможности правительства контролировать, какие приложения и технологии американцы могут использовать для общения, считает USA Today. Кроме того, запреты создают последствия не только для самих компаний, но и для пользователей. 

Например, Американский союз гражданских свобод в своем письме выразил обеспокоенность по поводу последствий правительственных запретов на свободу слова и дополнительных гражданских свобод, указав, как он может создать опасный прецедент для вмешательства правительства в то, какие приложения американцы могут использовать для самовыражения и общения.

Кроме того, запрет TikTok точно повлияет на развитие бизнеса в стране — многие американцы использовали площадку, чтобы продвигаться по карьерной лестнице: для нетворкинга, открытия бизнеса или развития стартапов. Более 5 млн американских компаний, по данным Forbes, находят покупателей именно в этом приложении. 

 

Виктория Яценко, основательница маркетингового агентства VY, уверена, что американский рынок медиа пострадает от блокировки TikTok гораздо меньше, чем пострадал российский после введения ограничений на работу приложения. «Да, в первое время при закрытии одного из основных digital-каналов, который ежедневно приносил и продажи, и трафик, значительно сократится прирост лояльной аудитории, — говорит эксперт. — Но бюджет быстро будет перенаправлен в другие социальные сети, а компании адаптируются к их трендам». С другой стороны, считает Яценко, TikTok — одна из немногих площадок, где возможен органический рост без вложений, и в случае блокировки у бизнеса могут возрасти затраты на продвижение. 

Карина Тагирова, основатель digital-агентства InBrand Agency, также считает, что инфлюенсеры и бизнес в США пострадают не так сильно: «TikTok — лишь одна из площадок, на которых они зарабатывают, и у него там всегда был имидж «вражеской соцсети». Тем более что это приложение на американском рынке менее популярно, чем Facebook или Instagram (принадлежат Meta, которая признана в России экстремистской и запрещена)». 

Не все согласны с такой оценкой. Например, Анастасия Бастрыкина, руководитель коммуникационного агентства PGR agency, говорит, что запрет ударит и по инфлюенсерам, и по бизнесу, а во многом — и по рекламодателям: «Даже если они успеют получить отдачу от вложенного бюджета, для дальнейшей работы придется подбирать новую площадку. Это значит, что понадобится новое исследование аудитории и выбор партнеров для сотрудничества». 

С другой стороны, возможный предстоящий запрет TikTok может привести к перераспределению доли рекламного рынка, что принесет пользу конкурентам в цифровом рекламном пространстве, включая Meta, Alphabet, владеющей Google, и Snapchat. Аналитик Needham Лора Мартин сказала CNBC, что принадлежащие перечисленным компаниям платформы, в том числе YouTube и Snapchat, могут стать «основными бенефициарами» запрета TikTok, что особенно важно, учитывая, что эти компании отчитывались о снижении роста доходов или демонстрировали падение стоимости акций в течение 2022 года. 

 

С этим согласен и Шеповалов, говоря, что бан TikTok — подарок американским техногигантам: «Многим из них бодрый и дерзкий сервис попил крови и заставил бежать за трендами, теряя аудиторию. А если вдруг случится чудо и китайцы согласятся на продажу, Microsoft, Google, Oracle и другие наверняка выстроятся в очередь. Да что там — уже сейчас некоторые TikTok-звезды начали хайпить, собирая инвесторов с целью выкупить любимую платформу». В 2021 году материнская компания ByteDance была оценена на вторичном рынке в $250 млрд — дороже, чем Coca-Cola. 

Алексей Кричевский же уверен, что TikTok — не настолько значимая компания, чтобы ее запрет как-то повлиял на экономику США: «Блокировка платформы вызовет только падение доходов у блогеров и необходимость рекламодателям, в том числе крупным и транснациональным, перераспределять бюджеты на пиар, поскольку после блокировки TikTok в США могут начаться негласные запреты на сотрудничество с платформой и инфлюенсерами из-за ее предполагаемой токсичности». С ним согласен Александр Качановский — он считает, что запрет вряд ли отразится на экономике, учитывая индийский и российский опыт блокировок: «Часть аудитории продолжит использовать TikTok с помощью средств обхода, другая — перераспределится между доступными социальными сетями». 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+