Влечение к лечению: за счет чего вырос рынок MedTech в 2022 году
Телемедицина как локомотив
Агентство Smart Ranking исследовало результаты топ-40 компаний на рынке MedTech в 2022 году и опросило их руководителей. Согласно данным отчета, с которым ознакомился Forbes, российский MedTech вырос на 27,71%, его объем составил 19,46 млрд рублей. Большую часть рынка по-прежнему занимает сегмент телемедицины — за год его доля составила 50,16% от объема выручки топ-40, выручка за этот период — 9,76 млрд рублей (рост сегмента на 41,37%). «Сегмент телемедицины очень разношерстный, — обращают внимание аналитики Smart Ranking. — Он включает в себя как классические телемедицинские компании, предоставляющие дистанционные консультации врачей, так и сервисы, предоставляющие цифровой ДМС как услугу, а также платформы онлайн-психотерапии, стремящиеся к тому, чтобы стать ядром телемед-системы в b2b-сегменте».
Рост начался еще в период локдауна. Пандемия открыла возможности телемедицинских консультаций и мониторинга и для пациентов, и для врачей, которые раньше относились к онлайн-форматам настороженно, объясняет Forbes генеральный директор группы компаний «Доктис» Сергей Лежнин. Многие люди, по его словам, продолжают работать удаленно, кто-то из них уехал в другие регионы, где сложнее быстро попасть на прием к врачу, найти окно для записи. «Они активнее используют телемедицинские консультации. Также страховые компании стали включать их в программы ДМС», — продолжает он.
На втором месте по вкладу в общий размер рынка с долей 22,07% сегмент медицинских устройств. Выручка внутри сегмента составила 4,3 млрд рублей, рост, по сравнению с 2021-м — 12%. Топ-3 замыкает сегмент медицинских и научных исследований: его доля рынка — 9,93%, это 1,93 млрд рублей, причем рост — более 25%.
Кроме того в рынок MedTech входят сегменты «Платформы и разработчики ПО» (занимает 9,21% рынка, это почти 1,8 млрд рублей, рост на 20,31%) и «Онлайн-обучение медработников» (8,64% рынка, выручка — 1,68 млрд рублей, рост на 20,12%).
Выставка авангарда
На первой строчке рейтинга среди компаний закрепился телемедицинский сервис «СберЗдоровье», он безусловный лидер c выручкой за год 5,2 млрд рублей и ростом на 40,5%. По словам гендиректора компании Дениса Швецова, спрос со стороны пользователей и бизнеса менялся в течение года и был неоднородным. «Мы видели это по количеству запросов на наши услуги со стороны компаний, а также записей к врачу и онлайн-консультаций, — продолжает он. — Уже к лету заметили обычный для этого сезона уровень спроса в b2b- и b2c-сегментах, а осенью востребованность наших сервисов значительно выросла. В итоге год мы закончили в рамках запланированных показателей. В первую очередь это произошло из-за спроса на корпоративные гибридные продукты — бизнес стремился улучшить компенсационный пакет для сотрудников, внедряя удобные для них сервисы и well-being программы».
Вторую строчку по-прежнему занимает телемедицинский сервис «Доктис», выручка которого в 2022 году составила 1,3 млрд рублей и выросла на 40,9%. Сергей Лежнин отмечает, что наиболее сложным оказался II квартал, когда резко снизилась экономическая активность населения, стали недоступны привычные каналы продвижения и нужно было перестроить маркетинговую активность, а также скорректировать сроки запуска ряда новых продуктов.
На третьей позиции сервис онлайн-обучения медработников «Актион Медицина» — лидер своего сегмента с выручкой в 2022 году 1,2 млрд рублей (рост на 16,2%). По словам директора направления «Клиническая медицина» группы «Актион» Дмитрия Зацепина, росли покупки как у «физиков», так и в корпоративном сегменте. «Факторов было несколько. Первый — адаптация медиков новых регионов под наши стандарты. Из России ушли международные базы знаний для врачей — прошлые лидеры этого сегмента с платной подпиской, — перечисляет он. — Следующий фактор: внедрение клинических рекомендаций по нормативным документам скоро закончится, но по факту многое не сделано — из-за нехватки врачей многие медработники вынуждены работать по непрофильным или смежным направлениям, им нужно быстро разбираться в актуальных подходах, и необходима поддержка, которую мы оказываем и рекомендациями, и обучением».
Лидером роста за год стал новый участник рейтинга — стартап Budu, входящий в группу «Ренессанс страхование», выручка которого выросла за год на 528,57% и составила 616 млн рублей, указывают в Smart Ranking. «Многие компании столкнулись с необходимостью урезать расходы, в том числе в сфере заботы о сотрудниках. С другой стороны, более половины россиян называют наличие ДМС вторым по важности фактором при выборе места работы после размера вознаграждения, поэтому в условиях конкуренции за квалифицированные кадры наш продукт «выстрелил», — объясняет гендиректор Budu Джейхун Рахметов. В любой MedTech-компании, по его словам, есть три ключевых блока: медицинский — врачи, технологический — разработка, и product-менеджеры, позволяющие «заворачивать» компетенции врачей и технологии IT в продукты. «И по всем трем направлением сегодня на рынке ощущается дефицит квалифицированных кадров», — говорит он.
Справиться с турбулентностью
Несмотря на то что уровень заболеваемости коронавирусной инфекцией снизился, врачи, помогающие преодолеть последствия болезни, по-прежнему востребованы — неврологи, кардиологи и другие специалисты, указывают участники рынка. По словам Дениса Швецова, в b2b-сегменте усилился запрос на гибридные медицинские продукты — решение посещать врача очно или онлайн экономит время сотрудников и средства бизнеса на оказание помощи.
Другим важным изменением в запросах компаний стал усилившийся тренд на оказание ментальной помощи сотрудникам. «В прошлом году мы стали предлагать больше сервисов, которые касались психологической поддержки, — рассказывает Швецов. — Как итог, примерно каждый четвертый контракт включал в себя решения психологической помощи». Тенденцию подтверждают и профильные площадки. Так, операционный директор сервиса «Ясно» Анна Никулина говорит, что компания столкнулась с волной большого объема запросов о психологической поддержке от бизнеса: «Это увеличило нагрузку на команду и потребовало ее расширения, но увеличило и рост бизнеса. Наше корпоративное направление выросло в три с половиной раза».
С одинаковыми сложностями столкнулись компании из сегмента исследований. Так, цены на реагенты в рублях выросли, многие поставщики прекратили отношения с российскими компаниями, увеличилась стоимость привлечения клиентов из-за потери ранее эффективных рекламных каналов. Напомним, многие западные компании свернули свою рекламную деятельность в России: в частности, львиную долю трафика давали ресурсы Google и Meta (признана экстремистской организацией, ее деятельность в России запрещена). Пришлось изменять цепочки поставок с Запада на Восток и осваивать новые соцсети для продвижения бренда и лаборатории гистологии и иммуногистохимии Unim — при этом, по словам управляющего директора компании Марии Козловой, основной продукт остался неизменным. В свою очередь, от долгосрочного планирования к краткосрочному перешли в биомедицинском холдинге «Атлас».
Чего ждать от 2023 года
Несмотря на уверенный рост, до зрелости индустрии еще далеко: многие люди уже знают о цифровой медицине, однако реально пользовались услугой только 8% россиян, указывают аналитики Smart Ranking. Инновации в разных сферах должны внедряться с разной скоростью: в медицине она ниже в силу того, что речь идет о безопасности жизни человека, и поэтому любые инновации должны проходить этапы клинических исследований и тщательного тестирования, убежден Сергей Лежнин из «Доктис». Нет задачи, рассуждает он, максимально ускорить процесс внедрения технологий, есть задача обеспечить безопасность жизни пациента, доступность и качество медицинской помощи.
«Конкуренция в 2023 году будет только расти, хотя это во многом будет конкуренция по цене, — прогнозирует Джейхун Рахметов из Budu. — Игрокам, которые хотят развиваться, нужно будет научиться предлагать пользователям качественный медицинский продукт по привлекательным ценам». Для части участников рынка возникнут проблемы финансирования, иностранные инвесторы обходят Россию, а российские весьма осторожны, полагает генеральный директор «Этнамед» Андрей Барсуков. «В то же время между участниками рынка, имеющими возможность работы с государственными бюджетами различного уровня и средствами ОМС, продолжится борьба с использованием лобби», — говорит он.
Кроме того, как отмечают в Budu, компаниям для успешного развития необходимо объединять три основные компетенции: медицинскую, IT и страховую. «Те, кому не хватает экспертизы в той или иной сфере, ищут партнеров, покупают технологии, активно нанимают специалистов, — объясняет Рахметов. — Прослеживается четкий тренд на рост компаний-лидеров за счет более мелких игроков: не все смогли найти свою нишу и бизнес-модель, монетизировать интересные идеи, поэтому маленькие стартапы продают свои технологии».