Квартирный вопрос: как сервисы бронирования строят собственную альтернативу Airbnb
«Сотни тысяч объектов»
Ostrovok.ru начинает работу с самозанятыми владельцами объектов размещения, рассказали Forbes в компании. Ранее сервис работал только с юрлицами, теперь собственники квартир и домов смогут размещаться на Ostrovok.ru и привлекать туристов. Компания рассчитывает пополнить свою базу инвентаря «сотнями тысяч объектов» к началу летнего сезона.
Для работы с Ostrovok.ru самозанятый должен пройти стандартную процедуру регистрации в экстранете, подтвердить личность и правовой статус объекта размещения. Зарегистрированный объект появится сразу на трех площадках: на сервисе для самостоятельных путешественников Ostrovok.ru, на платформе для туристических агентов b2b, в системе для бронирования корпоративных поездок «Ostrovok.ru Командировки», а также на сайтах партнеров — в их числе авиакомпании «Аэрофлот» и «Победа», «Тинькофф» и др. Стандартная комиссия с бронирования для самозанятых составит 19%.
«Исторически мы были более ориентированы на работу с крупными и средними отелями, однако за последний год к нам подключилось большое количество малых объектов — в этом сегменте владельцы зачастую предпочитают оформлять свой бизнес как самозанятость и пользоваться преимуществами специального налогового режима, — объясняет руководитель отдела по работе с отелями Ostrovok.ru Арина Актемирова. — Работа с ними позволит нам лучше удовлетворять спрос туристов на отдаленные уголки страны, которые не имеют достаточного количества отелей, апартаментов или хостелов. Для самозанятых работа с нами даст возможность выйти на многомиллионную аудиторию и значительно повысить продажи, что особенно важно в условиях турбулентного рынка».
Обитаемый Ostrovok
По данным отчета Phocuswright, который компания выпустила в августе 2021 года (последние доступные данные), благодаря растущему в стране уровню проникновения интернета (81%) и смартфонов (73%) российский рынок онлайн-тревел должен был восстановить свои позиции после пандемии коронавируса в 2021 году и по итогам года увеличиться на 16%, до $8,4 млрд. В декабре 2022 года Ассоциация туроператоров (АТОР), ссылаясь на прогноз Минэкономразвития, сообщила, что в прошлом году внутри России было совершено более 61 млн поездок, что на 7% больше, чем в 2021-м (57 млн поездок).
Ostrovok.ru входит в Emerging Travel Group (ETG), которая существует с 2010 года и работает на рынке онлайн-тревел. Основатели компании — Сергей Фаге и Кирилл Махаринский. На 2017 год общая сумма инвестиций в Ostrovok.ru превышала $50 млн, свидетельствуют данные Crunchbase, в том числе $12 млн от фонда Vaizra Capital, принадлежащий сооснователям «ВКонтакте» Вячеславу Мирилашвили и Льву Левиеву. Среди инвесторов Ostrovok.ru отметился также и Юрий Мильнер. С тех пор компания совершила еще несколько инвестраундов. В частности, в 2019 году ETG получила $10 млн от группы LVL1 Льва Левиева и основателей игровой компании Playrix Игоря и Дмитрия Бухманов на развитие b2b-сегмента — рост на рынках присутствия и вывод проектов в новые страны. При этом Лев Левиев уже инвестировал прежде в бизнес ETG, вложив в компанию $5 млн в 2016 году. В 2019 году он и вовсе был назначен на должность председателя совета директоров и директора по стратегии ETG.
Сейчас в портфеле ETG пять брендов: на работу в России ориентированы Ostrovok.ru, b2b.Ostrovok.ru и «Ostrovok.ru Командировки». На международном рынке представлены платформы ZenHotels и RateHawk. В феврале 2022 года общее количество визитов с настольных компьютеров и мобильных устройств на Ostrovok.ru составило 8,7 млн (трафик из России составляет 84,3%), свидетельствуют данные SimilarWeb. Ежемесячная посещаемость собственных площадок группы Ostrovok превышает 20 млн человек, заверяют в компании.
По собственным данным компании, Ostrovok.ru консолидирует на своей площадке отельное предложение от более чем 170 международных и российских поставщиков и собственный прямой инвентарь, насчитывающий свыше 65 000 объектов, подключенных через экстранет. Это позволяет компании предлагать более 1,8 млн вариантов и покрывать 220 стран и территорий. Финансовые показатели не раскрываются. По оценке Сергея Фаге, общий ежегодный оборот ETG — более $2 млрд.
Альтернатива Airbnb
После ухода Airbnb и Booking.com из России весной 2022 года отечественный онлайн-тревел претерпел значительные изменения. Одним из основных бенефициаров прекращения работы в России многих западных онлайн-платформ в сфере туризма стал как раз Ostrovok. По данным МТС Travel, по итогам 2022 года число интернет-пользователей Ostrovok.ru выросло в 3,5 раза — это третья позиция в топе сервисов, испытавших наибольший прирост числа пользователей онлайн-платформ в 2022 году после «Суточно.ру» и Bronevik.com.
«Постепенно все больше онлайн-тревел-агентств (ОТА) рассматривают самозанятых в качестве партнеров, видя спрос и перспективы развития в эту сторону», — говорит основатель и генеральный директор Bnovo Валентин Микляев. Ostrovok изначально был про отели — так же, как и Booking, но за последний год встал вопрос следующей точки роста, полагает основатель и гендиректор TravelLine Александр Галочкин: «За оставленную нишу Airbnb по-прежнему идет битва, которая продлится еще год-другой. Поэтому Ostrovok.ru продолжает наращивать возможности для маленьких, но многочисленных игроков рынка апартаментов».
«Это следующий слой после мини-отелей, но, справедливости ради, самый многочисленный, та самая «биомасса», которая существует везде — в каждом в городе, поселке и деревне», — продолжает Галочкин, считая шаг компании абсолютно правильным.
Впрочем, Ostrovok.ru — не первый сервис, решивший работать с самозанятыми. Так уже делают многие сервисы бронирования и онлайн-классифайды, например, Avito, «Циан», «Суточно.ру», Bronevik.com. Но, если в первых двух сервисах клиент платит за размещение объявлений и рекламы, то последние два взимают свою комиссию.
Долгое время рынок посуточной аренды не был оцифрован, именно IT-платформы стали связующим звеном в цифровизации рынка, рассуждает руководитель направления краткосрочной аренды «Авито Недвижимости» Артем Кромочкин. После того, как ушли иностранные компании, фокус гостей сместился на отечественные платформы, говорит он: «У клиента уже сформирован паттерн цифрового поведения, и он ждет аналогичной услуги от российских сервисов».
По словам участников рынка, спрос на размещения такого рода растет. Bronevik.com работает с самозанятыми с конца 2020 года, говорит Марина Гончаренко, исполнительный директор компании. По ее словам, наибольшее число таких партнеров сосредоточено в сегменте апартаментов, за прошлый год оборот бронирований на Bronevik.com в этом сегменте увеличился в семь раз, прирост количества апартаментов на платформе составил 70%. «В настоящее время обязательным условием для тех, кто сдает в аренду квартиры или апартаменты, является наличие не менее трех таких объектов в управлении в одном населенном пункте, — обращает внимание Гончаренко. — Это связано, в первую очередь, с гарантией заселения гостя и снижением риска овербукинга».
Сервис «Авито Недвижимость» в категории краткосрочной аренды жилья всегда работал с частными арендодателями, а также малыми предпринимателями с разной формой регистрации еще до того, как официально появился статус самозанятых в России, говорит Артем Кромочкин. По его словам, сейчас 86% всех объявлений о посуточной аренде размещены именно частными пользователями, это «около 170 000 квартир, домов и комнат». «Мы работаем с самозанятыми уже несколько лет, комиссия для них составляет 15%», — заявил Forbes владелец и гендиректор «Суточно.ру» Юрий Кузнецов, отказавшись раскрыть процент броней по такой схеме.
«Циан» одним из первых принял участие в эксперименте и работает с самозанятыми с самого начала запуска проекта в 2019 году. С начала 2020 года количество самозанятых в аренде выросло почти в 10 раз, рассказывает руководитель продукта «Циан.Посуточно» Юлия Зыкова: «Мы предоставляем возможность пользователям подтверждать статус самозанятого прямо на «Циан» и видим, что год к году количество таких пользователей растет более чем на 60%».
Особенности формата
Одна из ключевых особенностей работы по такой модели — необходимость закладывать длительное время для старта продаж, указывает Микляев. «Дольше длится процесс модерации и внесение объекта размещения в экстранете ОТА, требуется проверка прав собственника, сканы паспортов, подтверждение легальности самозанятости, и все это помимо общей стандартной проверки финансовой устойчивости предприятия», — перечисляет он.
Кроме того, при такой схеме работы сложно контролировать качество услуг, считают эксперты. «В первую очередь потому, что нет принятых гостиничных стандартов. Растут и риски, например, риск незаселения, который ОТА не смогут быстро отрабатывать, так как самозанятый может просто вовремя не выйти на связь, — рассуждает Валентин Микляев. — Еще существует риск овербукинга, который снова решает ОТА. В случае с отелем это отработанная схема, предлагающая разные варианты решения, а в случае с самозанятым владельцем одного объекта размещения все гораздо сложнее. Также играет роль низкий уровень автоматизации процессов либо их полное отсутствие. Например, далеко не все подобные объекты размещения используют технологии бесконтактного заселения, и в ход идет схема «заберите ключи у соседа».
Выход Ostrovok.ru в этот сегмент привлечет большое количество владельцев апартаментов и квартир с посуточной арендой и перетянет какое-то количество клиентов в сервис, но это может негативно отразиться на гостиничных форматах, полагает основатель консалтинговой компании в сфере гостеприимства HotConsulting Роман Сабиржанов. «Это может размыть их целевую аудиторию. Если в системе появится большое количество апартаментов и альтернативных средств размещения, изначально не имеющих высокого гостиничного сервиса и с низкой стоимостью, отели — в первую очередь частные гостиницы, бутиковые — могут потеряться в выдаче из-за фильтрации. С приходом большого количества новых вариантов найти интересный отель, отражающий запросы конкретного клиента, будет практически невозможно», — опасается он.