Онлайн-сервисы в России могут обязать предупреждать клиентов о списаниях за подписку
Интернет-сервисы в России могут обязать заранее предупреждать пользователей о списаниях за подписки. Такой законопроект планируется внести в Госдуму до конца весенней сессии. Он обсуждался больше года: документ встретил «серьезное противодействие» бизнеса, который боится потерять «спящих» подписчиков, забывших отменить подписку после пробного периода, рассказал источник «Коммерсанта»
В Госдуму внесут законопроект, который обяжет онлайн-кинотеатры, музыкальные стриминговые сервисы и другие интернет-платформы заранее предупреждать пользователей о списаниях денег за подписку. Об этом «Коммерсанту» рассказали источники на IT-рынке и подтвердил автор законопроекта — депутат Антон Немкин из «Единой России». Документ хотят зарегистрировать до конца весенней (текущей) сессии нижней палаты, узнала газета.
Документ обсуждался 9 марта в АНО «Цифровая экономика»: в совещании участвовали представители «Яндекса», ВТБ, «Сбера» и «Центра стратегических разработок», сообщил «Коммерсантъ». Законопроект готовится с 2022 года. Операторы интернет-сервисов продавили за время обсуждения одно существенное изменение. Сначала предполагалось, что прямо в уведомлении о списании (в виде письма на электронную почту или push-уведомления) будет кнопка отказа от подписки. Теперь законопроект предполагает, что пользователю дадут только ссылку на пользовательское соглашение и другую информацию о подписке, сообщил «Коммерсантъ». Эта правка была принципиальной для операторов интернет-сервисов, рассказал источник газеты, знакомый с новой версией законопроекта. Бизнес оказал «серьезное противодействие» инициативе из-за опасений, что кнопка лишит их «спящих» подписчиков, которые оформили пробную подписку и потом забыли от нее отказаться, пояснил «Коммерсанту» другой источник.
Законопроект серьезно переработали, чтобы учесть интересы и пользователей, и бизнеса, отметил депутат Немкин. По его словам, некоторые сервисы и сейчас настаивают на своем праве не предупреждать людей о будущих списаниях, но депутат с ними в этом не соглашается. Представители «Яндекса», «Мегафона», МТС и «Ростелекома» отказались от комментариев «Коммерсанту». «Сбер» и ВТБ не ответили на запросы газеты. В среднем пользователи аудиовизуальных сервисов пользуются подпиской около пяти месяцев: это говорит о том, что «проблемы отписаться нет», заявил «Коммерсанту» источник в крупной IT-компании. Ежемесячное напоминание о списании увеличит число отказов пользователей от подписки на 15-20%, уверен собеседник газеты.
Весной 2022 года около четверти россиян перешли с зарубежных видеосервисов на российские аналоги, сообщала компания Rambler&Co. Работу в России прекратил один из крупнейших мировых стриминговых видеосервисов — Netflix, также работу в стране приостановил музыкальный сервис Spotify.