Прямо в сердце: как шутер-блокбастер про роботов в СССР Atomic Heart покоряет мир
Где-то в горах Казахстана
Atomic Heart, шутер с элементами иммерсивной симуляции, студия Mundfish анонсировала в мае 2018 года. С тех пор она разрабатывала его еще пять лет. 21 февраля 2023 года игра появилась на популярной во всем мире игровой платформе Steam и на консолях. В России, где Atomic Heart вышла только на ПК, эксклюзивным дистрибьютором игры стал VK Play. Во всем остальном мире игру распространяет французская компания Focus Entertainment.
Действие игры происходит в 1955 году в альтернативной реальности, где СССР не просто преуспел, а сделал колоссальный скачок в развитии технологий. Страна вышла на массовое производство роботов, обслуживающих население. Главный герой — майор КГБ Сергей Нечаев по прозвищу П-3 — должен разобраться в причинах потери связи с засекреченным Предприятием № 3826 в горах Казахской ССР, где производятся андроиды, и расследует бунт роботов, которые захватили завод.
Atomic Heart — один из крупнейших мировых релизов этого года и самый успешный для издателя Focus Interactive, отмечает игровой и технологический эксперт, руководитель Gamemag.ru Александр Логинов. Примечательно, что для студии Mundfish это первая игра, хотя в ней работает много ветеранов игровой индустрии, добавляет он.
Можно по пальцам одной руки пересчитать ААА-игры («трипл-эй» — неформальный термин, обозначающий класс высокобюджетных компьютерных игр), выпущенные разработчиками из России, поясняет независимый эксперт в области видеоигр Александр Кузьменко. Подобные продукты выходили в стране в 2000-х: проекты Allods или «Ил-2: Штурмовик» широко известны за пределами России, но в основном национальный рынок до этого оставался нишевым, добавляет он.
Шумовой эффект
Создатели игры хорошо поработали над тем, чтобы проект заметили даже непосвященные в секреты игровой индустрии люди и говорили о нем много, признают специалисты. Еще задолго до момента выхода авторы сумели сделать несколько громких партнерских проектов.
К примеру, в январе в ходе презентации на крупнейшей выставке электроники Consumer Electronics Show 2023 в Лас-Вегасе вышел эксклюзивный трейлер Atomic Heart в коллаборации с разработчиком популярных видеокарт Nvidia. В ролике, демонстрирующем геймплей, представители Nvidia, которые сами вышли на Mundfish с предложением о сотрудничестве в 2018 году, продемонстрировали возможности графики на максимальных настройках с трассировкой лучей. «Или с популярным подписочным сервисом Xbox Gamepass от Microsoft, где они включены в «основной список хитов» и, по сути, должны двигать весь главный список подписок марта», — приводит другой пример удачной коллаборации Кузьменко. Так, инженеры Nvidia помогали разработчикам и словом, и делом: помимо консультаций предоставили «железо», доступ к специальной версии движка Unreal Engine 4 и инструменты для имплементации.
Бурная маркетинговая активность продолжилась и в России. Так, московский «Спартак» представил афишу к матчу против «Локомотива» на мотив Atomic Heart, а материалы с участием солистки Большого театра балерины Аниты Пудиковой, «исполнившей» в игре роль телохранителей, близняшек-андроидов, появились сразу в нескольких медиа. Игра наделала шума, но говорить о ее популярности преждевременно, полагает независимый эксперт, один из создателей World of Tanks Вячеслав Макаров: это можно обсуждать, если через три-четыре года в Atomic Heart все еще будут играть и будут появляться обновления. С точки зрения продаж Atomic Heart выглядит успешным продуктом, считает Макаров, однако, не зная объема финансирования и условий дистрибуции, говорить наверняка нельзя, подчеркивает он.
Эстетика серпа и молота
Советские мотивы в игровой индустрии — не новшество. «Есть множество игр, использующих советскую эстетику: она цельная и обладает ярким антуражем, который аудитория готова обсуждать», — поясняет Вячеслав Макаров. Впрочем, эстетика Atomic Heart, по его мнению, скорее ретро, чем в чистом виде советская, а высказывание можно расценить и вовсе как антисоветское. «Atomic Heart — хороший проект, который зайдет всем, кто знает, что такое серп, молот и песня «Комарово», или же смотрел мультфильмы про пионеров в 1980-х», — рассуждает Александр Кузьменко.
Такое на рынке бывшего СССР случалось только один раз — с проектом S.T.A.L.K.E.R, вспоминает эксперт. При этом связан успех этой игры был скорее не с ее качеством, а с очень хорошо проработанной легендой по мотивам одновременно и романа «Сталкер» братьев Стругацких, и аварии на Чернобыльской АЭС, которыми она была пронизана. «Atomic Heart берет выше — используя сеттинг СССР альтернативного будущего, внезапно показывает вполне достойный геймплей», — добавляет Александр Кузьменко.
«Советский миф не только существует, но и успешно продается как на локальном, так и на мировом рынках», — говорит независимый эксперт в области разработки игр Александр Зезюлин. Раньше у отечественного геймдева не было базы для собственного мифотворчества, и в последние годы эту роль начал играть советский миф, поясняет он, приводя в качестве примеров комиксы «Майор Гром» или недавно вышедший фильм «Чебурашка», побивший рекорды сборов.
Отдельного разговора заслуживают отсылки и мемы, которыми наполнен сюжет, — от плакатов и обложек журналов «Техника — молодежи» до строчек из песен «Короля и шута». Так, «Понедельник начинается в субботу» — не только повесть Стругацких, но и девиз советских предприятий из Atomic Heart. При взломе замков в игре на специальном устройстве появляется жуткий заяц-робот из «Ну, погоди!». Или ученый Домов Григорий Лориевич — явная аллюзия на доктора Грегори Хауса из популярного сериала «Доктор Хаус», которого играл Хью Лори.
Игра трудной судьбы
«Атомное сердце» рождалось долго и в муках, рассказывают собеседники Forbes в индустрии геймдева. Анонимно сотрудники признавались, что разработка игры была хаосом, плюс большая текучка персонала, отмечает источник Forbes в российском геймдеве. «Однако это обычная ситуация для проектов, которые ведутся пять-шесть лет. За это время в командах часто возникают конфликты и разногласия», — поясняет он.
По мнению Вячеслава Макарова, разработка игры затянулась, скорее всего, потому, что изначально в 2018 году проект был гораздо менее масштабный: авторы трудились над небольшой игрой Soviet Lunapark VR. Это был сайд-проект, на котором разработчики в том числе тестировали различные идеи для главного детища. Однако эстетика оказалась удачной, и масштаб игры постоянно увеличивался вслед за финансированием, рассуждает он. Каждый раз разработчики повышали ставки, это вынуждало значительно менять продукт, что и привело к затягиванию сроков разработки, разъясняет эксперт.
Выпуск игры задержали смена концепций и игровых механик проекта, считает Александр Логинов. «Это видно по содержанию продукта, которое немного скачет от экшена к головоломкам. Кроме того, игра содержит достаточно большое количество ошибок, хотя в ней множество интересных идей, механик и харизматичных персонажей», — добавил он.
«Atomiс Heart действительно игра, которую придумали и сделали русские, но после начала известных событий в феврале прошлого года авторы резко «перепозиционировали» игру в «международный проект», — замечает собеседник Forbes в одной из игровых компаний.
Кто делал Atomiс Heart? Студию Mundfish основали выходцы из рекламного бизнеса Роберт Багратуни, Артем Галеев, Евгения Сендова и Олег Городишенин в 2017 году. По информации на сайте, они собрали «130 креативщиков из 10 стран, включая Польшу, Армению, ОАЭ, Сербию, Украину, Австрию, Грузию, Израиль и Кипр». Теперь в Mundfish не упоминают причастность к созданию игры российской студии, позиционируя себя как кипрскую компанию с международным составом разработчиков и тщательно дистанцируясь в заявлениях от политики.
Основные заслуги в том, что об игре говорят, приписывают Багратуни. «Всего за несколько лет Роберт умудрился сделать то, чего не удавалось его более маститым коллегам с многолетним стажем, — рассуждает Кузьменко. — Из первоначального арт-директора он стал предпринимателем, начал интересоваться самыми передовыми технологиями вроде виртуальной и дополненной реальности еще тогда, когда это еще не стало трендом, а потом вдруг резко перешел в разработку продукта категории ААА».
В число инвесторов Mundfish входят известные и уважаемые на рынке геймдева компании. Так, в январе 2021 года стало известно, что Mundfish получила инвестиции от китайского инвестхолдинга Tencent, международной инвесткомпании GEM Capital и основателя игровой студии Gaijin Entertainment Антона Юдинцева. По словам главы направления Games&Entertainment GEM Capital Романа Гурского, деньги привлекались для завершения разработки первой части Atomic Heart, а также дальнейшего развития франшизы. Gaijin Entertainment и GEM Capital ранее, в 2019 году, уже вкладывались в производство игры. Всего, по данным CrunchBase, за оба инвестраунда Mundfish привлекла $16 млн.
Пустить в оборот
Во сколько могла обойтись студии Atomic Heart? Опрошенные Forbes эксперты сходятся во мнении, что сумма могла бы составлять около $20 млн. Бюджет ААА-игр в целом начинается с $20 млн, а их разработка обычно занимает три-четыре года, говорит Вячеслав Макаров. «Особенность Atomic Heart в том, что изначально это на 70-80% российский проект, а в России очень многие затраты, начиная от общего производства и заканчивая производством маркетинговых материалов, были до некоторых пор в разы ниже, чем у разработчиков из США или стран Западной Европы», — поясняет Александр Кузьменко.
Александр Логинов, считает, что финальный бюджет на создание игры мог составить $25-30 млн, не считая расходов на ее маркетинг — это еще примерно $20 млн. «Часть разработки пришлась на времена условно дешевые, когда зарплаты в российском геймдеве были существенно ниже среднемировых, частично — на постковид, когда эта разница нивелировалась», — говорит исполнительный директор Helio Games Павел Науменко, оценивая бюджет на разработку в диапазоне от $10 млн до $20 млн.
Насколько успешно «Атомное сердце» по итогам первых недель после полноценного запуска? Самый простой способ оценить популярность игры — посмотреть на чарт покупок Steam и количество игроков в онлайне. За последнюю неделю игра упала с 6-го на 15-е место по продажам, а количество игроков в сутки составляет 6000-7000 человек. Для сравнения: у новой игры Hogwarts Legacy онлайн более 100 000 человек.
«Atomic Heart попала в Xbox Game Pass — это подписочный сервис для геймеров. Сколько Microsoft платят разработчикам, попавшим на платформу, — неизвестно. Также игру можно приобрести в Steam, VK Play и в магазине PS Store», — рассказывает источник Forbes в российском геймдеве.
В Steam у игры 13 000 оценок, отзыв оставляет каждый пятый игрок, итого продажи в Steam могли составить 75 000 копий, оценивает Павел Науменко. «Цифру можно смело умножить на два с учетом консолей PlayStation, Xbox и VK Play, замещающего в настоящий момент Steam для стран бывшего СССР. Итого: $9 млн выручки, из которых разработчик получит половину с учетом комиссий платформ и налогов. На данный момент игра не окупилась, но старт продаж бодрый, скорее всего, это произойдет», — заключает Науменко.
По подсчетам собеседника Forbes в отрасли, за первые две недели игру могли приобрести около 100 000 человек. «Магазины берут комиссию в 30%, что при стоимости в $50 может принести разработчикам около $3,5 млн. Дальше поток геймеров, заинтересованных в игре, будет снижаться, однако за полтора-два года с учетом скидок на игру Atomic Heart может достичь планки в 1 млн покупок, что окупит вложенные деньги и принесет прибыль», — поясняет он.
Александр Зезюлин обращает внимание, что Atomic Heart вышла на Game Pass сразу. А стоимость игры на консолях и в Steam составила $60 в минимальной версии. «Для такого объема контента и первого тайтла (продукта) неизвестной широкой публике студии высокую цену можно считать заградительной мерой, частью соглашения с Microsoft и промо Game Pass. Очевидно, ставка была сделана на Game Pass и консоли», — поясняет он.
Зезюлин видит такой способ продвижения важным трендом в игровой индустрии в целом. «Игры ААА-качества с ограниченным объемом контента ищут возможность достучаться до широкой аудитории без огромных бюджетов. Для этого подписывают соглашения с платформами на их программы условно бесплатной дистрибуции, что позволяет им дойти до игрока, не сражаясь на поле маркетинга с мегахитами», — разъясняет он.
Подарок для VK
В России Atomic Heart распространяется на ПК (самой популярной в России игровой платформе) через новый сервис VK Play, которой должен в ближайшем времени «импортозаместить» все остальные зарубежные сервисы — до февраля прошлого года они занимали примерно 95% нашего рынка, поясняет Александр Кузьменко. Эксклюзивный запуск игры, по мнению Александра Зезюлина, позволит VK Play расширить количество пользователей площадки.
VK Play вырос и продолжает расти из-за санкций в отношении России: платежи в Google Play полностью заблокированы, платежи в App Store чрезвычайно затруднены, пополнить баланс в Steam, будучи игроком из России, почти невозможно, поясняет Павел Науменко. Разработчики, по его словам, публикуют свои игры на VK Play за неимением альтернативы: «Количество игр там невелико, и выход крупного тайтла, неважно, будь то большая успешная по мировым меркам игра или игра с высоким бюджетом, — большое событие для этого стора».
Впрочем, одна AAA-игра едва ли поможет VK Play стать популярной площадкой среди геймеров, отмечает источник Forbes в российском геймдеве. «Сейчас игроки заходят на платформу и недовольны ограниченным, по сравнению со Steam, функционалом. Однако в медийном поле VK Play хорошо прогремели. Если компания обеспечит магазин потоком качественных AAA-продуктов и доработает его возможности, то у нее есть шансы отнять долю у Steam и Epic Games Store», — заключает собеседник Forbes.
В VK и VK Play от комментариев отказались, в Mundfish на запрос Forbes не ответили.