Как IT-сервисы проходят путь от внутреннего инструмента до публичного решения
Yandex Tracker
Это сервис для управления проектами и задачами, был создан для работы внутри «Яндекса». Там сервис используется даже для заказа печенья на кухню. А в 2017 году компания открыла продукт для внешних пользователей.
Изначально инструмент создавался для того, чтобы улучшить коммуникации внутри компании. До Tracker использовалась Jira, которая в целом всех устраивала, но ее было сложно интегрировать с внутренними сервисами. Кроме того, она не помогала организовать работу тысяч человек в едином пространстве. Компания росла, а вместе с ней — и количество задач. Поэтому в 2012 году начали создавать трекер — это был рискованный выбор из всех возможных решений проблемы. Он давал больше свободы и возможностей, но в случае неудачи были бы проблемы с одним из ключевых инструментов для разработки и планирования.
Эксперимент оказался успешным, и сервисом начали интересоваться другие компании — они узнавали о нем от бывших сотрудников. Поэтому «Яндекс» переработал архитектуру, чтобы масштабировать Tracker до сотен тысяч организаций, и открыл его для всех желающих.
Doma.ai
Управляющая компания «Лига ЖКХ» начала разрабатывать собственную CRM-систему, потому что перестала справляться с количеством данных и инструментов для их обработки. Система помогла объединить все задачи из «Google Таблиц» и других сервисов в одном месте. В итоге получился продукт с прицелом на сферу ЖКХ.
Опробовав инструмент внутри, компания быстро поняла, что у него большой потенциал и его можно вывести в самостоятельный проект. Так появилось решение Doma.ai для УК и ТСЖ. Оно помогает управлять многоквартирными домами и делает этот процесс максимально понятным для УК. С помощью системы можно вести реестр объектов управления и персонала, собирать информацию о платежах, отслеживать задачи и сроки их выполнения, отвечать на обращения собственников. Еще в Doma.ai есть интерактивная виртуальная карта дома с подъездами, квартирами и инженерными коммуникациями.
Basecamp
История сервиса началась в студии веб-дизайна 37Signals из Чикаго. Команда пыталась управлять проектами по электронной почте, но это получалось не очень хорошо: люди выпадали из разговоров, а проекты терялись. Готовые решения оказались слишком сложными. Так компания решила создать собственное приложение для управления проектами.
В первоначальной версии Basecamp (тогда еще приложение называлось 37signals) было несколько интегрированных инструментов: доски сообщений, список дел и трекер. В итоге улучшилось общение с заказчиками и появилась прозрачность в работе над проектами — это заметили даже клиенты студии. Новая система оказалась весьма успешной, и разработчики решили показать свой инструмент другим людям, которые хотели бы его использовать в своих командах. В 2004 году сервис появился в открытом доступе.
Сейчас это один из самых популярных сервисов для управления проектами. По собственным данным на 2021 год, в Basecamp зарегистрировано более 3,5 млн пользователей. А в 2022 году компания выпустила четвертое большое обновление сервиса — Basecamp 4.
ЦТР «Некст»
Когда Магнитогорскому металлургическому комбинату (ММК) понадобилось автоматизировать часть процессов на производстве, компания создала отдельное направление — Центр компетенций RPA (Robotic process automation) и инноваций. Сотрудники искали бизнес-процессы, которые можно автоматизировать, и помогали командам перестроиться на новый режим. К 2021 году департамент накопил достаточно опыта и экспертизы, и в результате родилась отдельная компания Центр технологий роботизации «Некст». Помимо ММК компания работает с «Норникелем» и УГМК.
Сейчас у компании появилась собственная методика расчета эффективности от внедрения RPA-решений в денежном эквиваленте. Методика помогает рассчитать затраты, потери и выгоды до того, как начнется процесс автоматизации, и заранее понять, нужно ли инвестировать в решение.
Lokalise
До Lokalise латвийский разработчик Ник Устинов работал над приложением, которое помогало обходить высокую плату за роуминг за границей. Когда количество пользователей превысило миллион, появилась необходимость перевести и локализовать его. Но приложение было технически сложным, поэтому пользователям нужно было строго следовать инструкциям — и это оказалось непросто даже для англоязычных пользователей. Поэтому перевод не должен был усложнять этот процесс для людей, говорящих на других языках.
Агентства переводов запрашивали информацию в документах Word или Excel. Во-первых, перенос всех текстов прибавил работы разработчикам. Во-вторых, для каждого последующего обновления приходилось бы заново извлекать контент. А существовавшие в то время системы управления переводами были весьма неудовлетворительными. Поэтому Устинов решил создать свой удобный инструмент для автоматизации извлечения текстов строк, которые можно возвращать обратно в приложение после перевода — то есть для переводов сайтов и приложений на другой язык. Для перевода контента необходимо загрузить в сервис файлы, после чего он автоматически предложит перевод каждой фразы на несколько языков.
Когда проект был готов, Ник рассказал про него своим друзьям и знакомым. Они и навели на мысль, что продукт будет интересен как самостоятельное решение для других разработчиков. Так началась история развития Lokalise. В декабре сервис объявил о привлечении $50 млн инвестиций, и тогда же у Lokalise уже насчитывалось более 2500 клиентов, среди которых Revolut, Hyundai, Tesco.
LAMACON
В 2017 году в компании «Корус консалтинг» появилось направление по планированию и моделированию цепочек поставок. Команда начала с реализации проектов в ретейле, а позже расширилась до смежных отраслей. За пять лет департамент стал одним из ключевых игроков рынка — больше половины из десятки крупнейших российских ретейлеров стали клиентами направления. В итоге в октябре 2022 года департамент превратился в отдельную компанию LAMACON (Logistics and Mathematics Consulting) и продолжил работу под новым брендом.
На счету команды около 30 проектов. Одно из ее главных достижений — образовательная программа по моделированию цепочек поставок, которую запустили вместе с корпоративным университетом «Магнита». Благодаря этому получилось восполнить нехватку квалифицированных специалистов в области оптимизации логистики. Собственный бренд поможет повысить узнаваемость компании и лучше транслировать свою экспертизу.
Slack
Мессенджер изначально появился в игровой компании Tiny Speck. В 2009 году компания работала над MMORPG-игрой Glitch. Команда состояла из четырех человек, живущих в разных городах США. Чтобы решить проблему коммуникации в разных часовых поясах, использовали IRC (Internet Relay Chat) — протокол для обмена сообщениями в реальном времени. Но вскоре его стало не хватать, и появилась необходимость создать что-то лучше.
Тогда Tiny Speck начала создавать «IRC-подобный» инструмент под названием Linefeed. Изначально у компании не было планов развивать мессенджер как коммерческий продукт, и команда улучшала его во время работы над игрой. Новые функции появлялись по мере необходимости. Например, когда нужно было найти старые сообщения, появился поиск в архиве (сообщения в нем хранятся 90 дней).
Linefeed в отличие от IRC был более простым в настройке и понятным инструментом. К тому же пользователь мог выйти из системы и получить новые сообщения при повторном входе — что было невозможно в IRC.
В 2012 году игру Glitch закрыли — она не набирала достаточные обороты и новых игроков. Кроме того, игра была создана на Flash, который на тот момент был популярным инструментом у разработчиков. Но к 2012 году движок начали заменять более удобные инструменты, и Tiny Speck не смогли перенести браузерную игру на другие платформы. После этого компания переключилась на разработку продукта, который позже и превратился в один из крупнейших в мире корпоративных мессенджеров Slack. В декабре 2020 года его за $27,7 млрд купила SalesForce.
manage (one)
Это low-code платформа от Pravo Tech. Мы ее разработали, когда перед нами встала задача оцифровать функции управления рекрутментом, учета кадров, стратегического планирования, управления маркетинговыми активностями и продажами, поддержки клиентов, финансового учета и планирования. Раньше для каждого из этих направлений мы использовали отдельное решение, но такое количество сервисов стало трудозатратно поддерживать и настраивать. Так мы начали искать один инструмент, с помощью которого будем автоматизировать бизнес-процессы компании.
Экспериментировали с разными CRM- и BPM-системами, искали подходящие инструменты не только для отдела продаж, но для смежных департаментов. Но ни один из них не соответствовал нашим ожиданиям по гибкости настройки, простоте внедрения и поддержке, а также необходимым сценариям автоматизации. На тот момент у нас уже был свой разработанный продукт — система учета и ведения дел для юристов Case.one. Мы попробовали построить все процессы компании на базе собственной разработки.
Когда успешно автоматизировали CRM, переключились на HRM. Подключили внутренние процессы учета кадров, рекрутмента, командировок, бонусов, выплат, структуры организации. На следующем этапе внедрили учет финансов и скользящее бюджетирование, а позже реализовали инструмент стратегического планирования и целеполагания на основе методики OKR. Так мы поняли, что в Case.one можно перенести любые процессы, и создали более масштабный продукт — manage (one).
Как комплексное решение manage (one) появился на рынке в 2021 году. Сейчас среди клиентов — Skolkovo Legal, «Тинькофф Страхование», «Ренессанс Страхование» и другие. «Тинькофф Страхование» использует платформу для автоматизации судебной работы. Skolkovo Legal — для договорной и контрактной работы. А «Ренессанс Страхование» — для автоматизации процесса урегулирования убытков и сокращения расходов.
Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора