К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Роскомнадзор сократит сбор персональных данных поправками в закон о них


Роскомнадзор разрабатывает законопроект с поправками в закон о персональных данных, выяснили «Ведомости». Они унифицируют правила сбора персональных данных интернет-сервисами и заключения пользовательских соглашений с ними. В ведомстве полагают, что это сократит случаи необоснованного сбора и обработки персональных данных и минимизирует риски их утечки

Правила сбора персональных данных и заключения пользовательских соглашений интернет-сервисами Роскомнадзор предложил определить поправками в закон «О персональных данных». Ведомство уже готовит соответствующий законопроект, пишут «Ведомости» со ссылкой на источник, близкий к Роскомнадзору, и директора Центра правовой помощи гражданам в цифровой среде (входит в подчиненный ведомству ГРЧЦ) Людмилу Куровскую. 

По словам Куровской, сейчас в законодательстве нет определения пользовательского соглашения, а само оно может содержать описание функций сервиса, правила копирования авторских материалов и еще более широкий круг правоотношений. По мнению эксперта, унификация правил заключения пользовательского соглашения поможет сократить случаи необоснованного сбора и обработки личных данных и минимизирует риски их утечки. По словам Курковской, пользовательское соглашение «должно быть конкретным и исключать негативные последствия для граждан».

В частности, предлагается «запретить внесение в него положений об автоматическом согласии на обработку персональных данных с момента перехода на сайт». Собеседник «Ведомостей», знакомый с позицией Минцифры, сообщил, что оно пока не получало от Роскомнадзора никаких предложений, но готово обсуждать регулирование пользовательских соглашений. В 2021 году Роскомнадзор планировал  создать сервис для агрегации всех согласий пользователей на обработку персональных данных в их личных кабинетах в единой информационной системе. Сервис не был запущен.

 

Пользовательские соглашения имеют только 10–20% российских сайтов, сказал генеральный директор компании «Б-152» Максим Лагутин. По его словам, в законодательстве нет отдельного положения о том, что должно быть в пользовательском соглашении, чаще всего это договор публичной оферты, где прописан предмет соглашения, ответственность и права сторон и т.п. Руководитель направления консалтинга компании К2Тех Анастасия Федорова добавила, что сейчас каждая компания использует свою форму согласия, это разрешено законом. Организации сами определяют необходимый им объем персональных данных и зачастую собирают избыточные данные, полагает она.

К примеру, при доставке товаров нельзя обойтись без адреса, но можно — без отчества получателя или даты его рождения, отметила Федорова. Чаще всего избыточный сбор происходит из-за перестраховки или некорректного понимания целей обработки персональных данных, а не из-за желания ими злоупотребить, считает она. Член комиссии по правовому обеспечению цифровой экономики московского отделения Ассоциации юристов России Вадим Перевалов отметил, что некоторые пользовательские соглашения предусматривают, что их условия принимаются автоматически при переходе пользователя на сайт: это лишает такие соглашения юридической силы — они могут быть оспорены в суде и не признаваться Роскомнадзором заключенными. 

 

По мнению преподавателя образовательной платформы Moscow Digital School Олега Блинова, надзорное ведомство предлагает ввести новые инструменты, но проблему уже решает действующая редакция закона о персональных данных. «РКН осталось только начать закон применять», — сказал Блинов. Необходимости унифицировать пользовательское соглашение нет, а вопрос взаимоотношений пользователя с исполнителем урегулирован, в том числе и законом о защите прав потребителей, подтвердил руководитель направления «Разрешение It & Ip споров» юридической фирмы «Рустам Курмаев и партнеры» Ярослав Шицле.

Пользовательское соглашение связано с бизнес-моделью работы сайта или платформы, что очень индивидуально, унификация их сомнительна, отметила старший юрист ASB Consulting Group Полина Бадер. Идея унификации противоречит принципу свободы договора, по которому стороны вправе смешивать положения различных видов договоров в одном документе, пояснила она. Федорова добавила, что по закону пользователь вправе попросить разъяснения у оператора и при необходимости отозвать согласие, но и компания может отказаться оказывать услуги, если данных будет недостаточно.

Перевалов предупредил, что запрет собирать статистику о посещении сайтов, может «убить таргетинг рекламы». В этом случае, по его словам, риск утечки будет исключен, но пользователей будут «бомбардировать нерелевантной для них рекламой». Лагутин считает, что риск утечек уменьшится, если сайты будут собирать меньше данных, но пользовательские соглашения чаще всего регулируют сбор и обработку cookie-файлов с компьютера пользователя, утечка которых невозможна.  

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+