Почему финансовые маневры Binance до боли напоминают последние махинации FTX
В конце прошлого года, пока весь крипторынок пытался снова подняться на ноги, крупнейшая в мире криптовалютная биржа без лишнего шума перенесла $1,8 млрд из средств, обеспечивавших стейблкоины клиентов, пустив их на другие неизвестные цели. Binance сделала это, ничего не сообщая своим клиентам. Как выяснил Forbes USA, с 17 августа по начало декабря (примерно тогда же случился коллапс FTX) держатели B-токенов USDC стоимостью более $1 млрд остались без обеспечения по инструментам, которые, по словам Binance, на 100% обеспечены любым привязанным токеном. Привязанные B-токены USDC ― это цифровые копии USDC, привязанного к доллару стейблкоина бостонской фирмы Circle. Подобные токены существуют в блокчейнах, не поддерживаемых фирмой, например проприетарном Binance Smart Chain. Каждый такой стейблкоин равен по стоимости одному доллару США.
Binance
Из украденных клиентских средств $1,1 млрд был перечислен в пользу Cumberland DRW, специализирующейся на высокочастотном трейдинге компании из Чикаго, ― ее материнская организация была основана в 1992 году и начала торговать криптовалютами в 2014 году. Вполне возможно, Cumberland DRW оказала Binance содействие при конвертации обеспечения в ее собственный стейблкоин под названием BUSD. Вплоть до середины февраля, когда Управление финансовых услуг штата Нью-Йорк ввело жесткие ограничения на выпуск стейблкоинов, Binance активно стремилась заполучить долю рынка для своего долларового токена и конкурировала в этом с Tether и USDC от Circle.
Как показывают полученные Forbes данные блокчейна по цифровым кошелькам Binance, другие криптотрейдеры, в том числе Amber Group, Alameda Research Сэма Бэнкмана-Фрида и Tron Джастина Сана, тоже получили от Binance сотни миллионов перемещенных активов. Для Binance, которую в 2017 году учредил китайско-канадский миллиардер Чанпэн Чжао, это далеко не первая сомнительная операция: у компании до сих пор нет физической штаб-квартиры, корпоративная структура реализована таким образом, чтобы избегать взаимодействий с регуляторами, а федеральные органы предположительно ведут расследования на предмет отмывания денег и уклонения от уплаты налогов.
На прошлой неделе Комиссия по ценным бумагам и биржам США (SEC) выступила против плана Binance взять под свой контроль клиентские счета переживающей не лучшие времена кредитной криптоплощадки Voyager. Свое решение ведомство объяснило недостаточностью раскрытой информации касательно безопасности клиентских средств.
Патрик Хиллманн, директор по стратегическому развитию Binance, заверяет, что движение активов на миллиарды долларов между кошельками ― это штатный порядок ведения бизнеса на бирже. В интервью Forbes он преуменьшил значимость смешения средств от разных инвесторов и уклонился от вопроса о переносе на сторонние счета активов из цифрового кошелька, где хранилось обеспечение для коинов Binance, привязанных к другим криптовалютам. Как говорит управленец, «никакого смешения не было», потому что «есть кошельки, есть журнал учета» ― в последний вносились сведения по всем средствам, взятым в долг у пользователей, и активам или токенам, зачислявшимся в кошельки, простые «контейнеры».
Смысл заявлений Хиллманна в следующем: вопреки тому, чтó отображается в балансе обменных кошельков, фирма ведет отдельный реестр корпоративной информации. По всей видимости, это идет вразрез с недавними попытками криптобиржи доказать свою же платежеспособность наличием соответствующих резервов. Ведение двойной бухгалтерии означает, что компания просит клиентов и регуляторов довериться ее отчетности, усложняя при этом процесс независимой проверки бизнеса на платежеспособность.
Данный случай закулисного перемещения активов очень напоминает маневры криптобиржи FTX накануне банкротства. Тогда ее дочерняя трейдинговая фирма Alameda Research якобы извлекала выгоду из того, что FTX пренебрегает обещаниями своим же клиентам и не обеспечивает их миллиардам долларов хранение отдельно от вложений клиентов с других платформ. И хотя временный перевод средств в Cumberland DRW и другие организации ни у кого недовольства не вызвал и не повлек за собой ущерба вкладчикам, предполагаемые махинации со стороны FTX вылились в проблемы для ее деловых партнеров. Против специализирующихся на криптовалютах банков Silvergate и Signature были поданы коллективные иски из-за того, что накануне коллапса они якобы содействовали Сэму Бэнкману-Фриду в присвоении средств клиентов. В Cumberland DRW характер недавних взаиморасчетов с Binance комментировать отказались.
Сжечь за BUSD
Компания ChainArgos, занимающаяся криминалистической криптоэкспертизой, была первой, кто выразил обеспокоенность по поводу того, что Binance не соблюдает собственные правила по финансовому обеспечению привязанных токенов, а также по поводу острой нехватки средств для подкрепления выпускаемых биржей токенов на миллиарды долларов. В ее отчете от 17 января говорится: «Кто-то получил кредит в размере порядка $1 млн приблизительно на 100 дней. Не совсем понятно, что именно произошло, но это очень крупная сумма, выданная, очевидно, преднамеренно и очень недавно».
На прошлой неделе журнал Fortune опубликовал новость о том, что Binance ликвидировала обеспечение USDC, или, выражаясь на жаргоне криптотрейдеров, сожгла его, а доход пустила на создание новых BUSD при помощи выпускающего партнера в лице Paxos. Издание предположило, что целью было увеличение доли биржи на рынке долларовых стейблкоинов. С учетом растущих в США процентных ставок доходность с валюты, хранящейся в качестве обеспечения коинов, становится все более привлекательным активом.
Токены Binance (B-токены) ― это совместимые с блокчейном Binance версии стейблкоинов типа Tether (USDT с привязкой к Binance) с токенами в обращении на $3,2 млрд и популярных валют, например эфира (Ethereum с привязкой к Binance), при капитализации в $956 млн. Специальные Binance-версии созданы и для более чем 90 других коинов с куда меньшим обращением.
Зачем же Binance создает B-токены? Практика секвестирования, или «заворачивания», одного токена для выпуска другого не нова и не ограничивается валютным обменом. Миллиарды долларов уже «завернуты» и размещены на новых блокчейнах. Для наглядности: до запуска B-токенов пользователь Binance, у которого есть трон (TRX), мог использовать этот токен только в сети Tron, однако при вложении в BUSD от Paxos, находящийся в блокчейне Ethereum, торговать им можно было бы только на этой платформе. Binance заинтересована в том, чтобы воссоздать как можно больше токенов в собственной системе Binance Smart Chain и увеличить число пользователей, проводящих операции на ее платформе. Рост оборотов экосистемы стимулирует фирменный токен Binance, коин BNB, который не подкреплен никакой валютой, но имеет рыночную капитализацию в районе $47 млрд. Также это увеличивает ценность обращений к ее сети, ведь многие из них фирма получает от своих портфельных компаний.
Binance обязалась подкреплять свои B-токены 100%-ным обеспечением базовой криптовалюты. По словам биржи, порядок должен быть следующий: когда Binance выпускает B-токен, он должен иметь стоимость 1:1 по отношению к базовому платежному средству в специальном кошельке для привязанных активов. Тем не менее, судя по ответу Хиллманна на запрос от Forbes о BUSD с привязкой к Binance, при обеспечении B-токена фирма испытывает определенные сложности. Он утверждает, что «хоть мы [Binance] и не заполнили кошелек достаточно быстро, для подкрепления всех «завернутых» BUSD куплены все обычные BUSD». Он также подчеркивает, что другие стороны, к примеру Circle или «кто угодно», смогли бы это увидеть, но остается неясным, как такое возможно, если финансовую отчетность Binance не публикует.
Специалисты ChainArgos отметили, что в трех разных случаях в обеспечении для USDC с привязкой к Binance в привязанном кошельке не хватало более $1 млрд, а бóльшую часть 2021 года фирменная версия стейблкоина BUSD была недообеспечена более чем на $500 млн. Сегодня в кошельке хранится приблизительно $7 млрд, но так стало после того, как с середины декабря биржа дополнительно внесла на счет примерно $3,2 млрд, ― тогда Binance столкнулась с большим оттоком капитала в результате общего спада рынка на фоне краха FTX.
24 января Bloomberg процитировал анонимного сотрудника Binance, признавшего, что биржа смешивала средства и недофинансировала B-токены «по ошибке». При этом представитель компании заявил, что недостаточность финансирования является преднамеренной, поскольку активы выводились с биржи вручную, перечислялись на счета Circle и Coinbase, а средства в кошельке USDC были полностью ликвидированы.
Деньги в движении
Кошелек с привязкой к Binance показывает внезапное сокращение баланса 17 августа 2022 года. Уменьшение капитала является следствием решения биржи вывести 1,78 млрд токенов USDC и 1,85 млрд BUSD.
Транзакции со смешением активов начались в ноябре 2020 года ― это самые ранние доступные данные. Программу B-токенов Binance запустила в июне 2019 года. Самый недавний перевод средств при помощи обменного кошелька (преимущественно для денег клиентов), пересылающего активы на привязанный счет, был осуществлен 13 февраля, когда биржа продала $100 млн USDC. Внесение средств в кошелек и их последующий вывод не обязательно свидетельствуют о каком-либо злом умысле, так как в прошлом Binance заявляли, что все привязанные токены финансово подкреплены, даже если не хранятся в одном и том же кошельке. Однако то, что эти средства приходили из кошелька, который обычно используется для безопасного хранения клиентских денег, уже вызывает вопросы.
При выводе $1,78 млрд 17 августа не было никакого сокращения в предложении B-токенов USDC, а потому баланс криптобиржи в кошельке с привязанными к Binance токенами совсем обнулился. Это означает, что если бы в тот день все держатели B-токенов USDC попытались вывести свои средства, то площадка вряд ли смогла бы удовлетворить все запросы без ощутимых задержек.
Forbes определил адресата $1,2 млрд в токенах USDC ― всех, что были изъяты из кошелька с привязкой к Binance, ― а также $120 млн в виде USDC из других источников типа новых вкладов. Самым главным получателем была фирма Cumberland DRW — ей достались $1,07 млрд. Возможно, транзакции в пользу Cumberland DRW были связаны со штатными внебиржевыми услугами, которые платформа оказывает сторонним организациям. Оставшиеся $201 млн были отправлены Amber Group, Alameda Research и основателю Tron Джастину Сану. В Amber Group на просьбу дать комментарий не ответили, а бывший сотрудник Alameda Research предположил, что операция не похожа на что-то из ряда вон выходящее для фирмы (на тот момент она еще работала, но теперь вместе с FTX проходит процедуру банкротства).
Что произошло 17 августа
Токены USDC достались Cumberland DRW и другим ключевым участникам по следующей схеме:
1. 17 августа Binance обработала транзакцию на $1 млрд в токенах USDC в пользу Cumberland DRW, забрав из привязанного кошелька токены USDC стоимостью $1,78 млрд.
2. Сразу после этого биржа переслала USDC в кошелек Binance 8, а оттуда отправила полную сумму в горячий кошелек Binance 14. Затем платформа перевела $1,54 млрд в виде токенов USDC, полученных кошельком Binance 14, в горячие кошельки Binance 15 и Binance 16.
3. Два кошелька Cumberland DRW получили токенов USDC в общей сложности на $1,02 млрд. Активы пришли через 16 транзакций в период с 17 по 24 августа из Binance 14, Binance 15 и Binance 16.
4. На той же неделе Binance перечислила $201 млн Джастину Сану, Amber Group и Alameda Research.
Дежавю FTX?
Очень трудно не обращать внимания на схожесть нынешних маневров с операциями, из-за которых разразился кризис и последовавший за ним крах FTX. В отличие от криптобиржи Сэма Бэнкмана-Фрида, проблемы у которой начались из-за присвоения клиентских вкладов родственным хедж-фондом Alameda Research, компания Binance, по всей видимости, забрала средства, которые ее клиенты вполне обоснованно считали своим финансовым обеспечением, и использовала их для собственных целей. Такие действия, вероятно, не были противозаконны, просто потому что Binance не регулируется как обычная финансовая фирма, а покупатели B-токенов не подписывают с биржей инвестиционные контракты.
В свете подобных разоблачений правительства могут затребовать четкого разграничения понятий финансовой биржи и хранителя активов. В секторе традиционных финансов средства клиентов зачастую необходимо помещать в учреждения, признанные сертифицированными попечителями, — в них существует жесткий регламент и четкие правила по ведению бухгалтерии и разграничению клиентских активов. Председатель Комиссии по ценным бумагам и биржам Гэри Генслер стремится применять данные правила и в отношении криптовалют. Для этого в качестве попечителей требуются аттестованные консультанты и другие регламентируемые инвестиционные фирмы, которые будут приспособлены к управлению клиентскими средствами и их хранению лучше, нежели обычные криптобиржи.
Криптовалютные биржи ведут себя почти как брокерские организации в традиционных финансах и часто берутся за трейдинг, хранение, клиринг и взаиморасчеты, причем все это осуществляется преимущественно вне поля зрения регулирующих органов. С курсом криптобиржи на поиск самых коротких путей транзакции становятся быстрее и дешевле, однако контроль за каждой операцией становится менее строгим, хотя по сравнению с более зрелыми рынками сектор криптовалют и так регулируется слишком слабо.
Склонность Binance к тому, чтобы играть по собственным правилам и порой менять их без должного информирования клиентов, вероятно, приведет к более пристальному вниманию регуляторов в отношении криптобирж и хедж-фондов, с которыми те сотрудничают. Также это одна из главных причин, по которым «надежные» традиционные финансовые гиганты (вроде State Street, Fidelity и BNY Mellon) обозначили хранение криптовалют как перспективное направление бизнеса в 2023 и последующие годы.
Перевод Антона Бундина