Почему последний независимый сотовый ретейлер «Связной» намерен обанкротиться
«Связной» намерен обратиться в Арбитражный суд Москвы с заявлением о банкротстве, документ от имени основного юридического лица компании — ООО «Сеть Связной» — опубликован в базе «СПАРК-Интерфакса» 13 февраля.
В 2022 году «Связной» получил множество исков от кредиторов. Так, «Вымпелком» требовал взыскать с компании 839 млн рублей, «Мерлион» — 5,6 млрд рублей, а Альфа-банк — 6 млрд рублей из-за просрочки по погашению задолженности. Последний, впрочем, в конце ноября заявил о мировом соглашении по долгу. В октябре 2022 года Совкомбанк грозил «Связному» банкротством, ретейлер задолжал банку 2,5 млрд рублей, а в январе 2023 года такое же заявление сделал «Авиапарк». В декабре 2022 года и январе 2023 года Арбитражный суд Москвы удовлетворил иски «Вымпелкома» и «Мерлиона»» соответственно.
В декабре гендиректор «Мегафона» Хачатур Помбухчан сообщил в интервью РБК, что оператор вышел из капитала «Связного». Подробности сделки он не раскрыл, заверив, что это решение не связано с работой и с эффективностью самого ретейлера.
В апреле 2015 года компания Solvers Олега Малиса (брата многолетнего руководителя «Евросети» Александра Малиса) получила контроль над владельцем «Связного» — Trellas Enterprises. Согласно условиям соглашения, Solvers выкупила у Промсвязьбанка права требования по кредиту на $6,5 млрд, выданному компании. В мае 2018 года Solvers и владелец «Евросети» оператор «Мегафон» объединили сотовые сети. Компания стала работать под брендом «Связной», а бренд «Евросеть» был заморожен.
По данным «СПАРК-Интерфакса», 69,25% сети «Связной» принадлежит кипрской DTsretail Ltd, еще 24,9% нидерландской Euroset Holding N.V. (ранее принадлежала «Мегафону»). Еще 5,61% у «ГК «Связной» (которой владеет нидерландская Svyaznoy N.V.), а остаток 0,25% — у Cinnamon Shore Ltd.
Сеть «Связной» насчитывает более 2600 магазинов в 1100 городах России. По данным «СПАРК-Интерфакса», выручка ООО «Сеть Связной» за 2021 год составила 105,5 млрд рублей, чистая прибыль — 15,3 млн рублей. 2020 год компания закончила с выручкой 102,2 млрд рублей и чистым убытком 2,2 млрд рублей.
Закат эпохи
В кризисную ситуацию «Связной» входил с большим объемом долгов и был не готов к такому спаду на рынке потребительской электроники, считает аналитик iKS-Consulting Максим Савватин. После ухода такого крупного акционера, как «Мегафон», у ретейлера не осталось финансовой поддержки, как у других игроков — монобрендовых сетей операторов или крупнейших дистрибьюторов электроники, добавляет он.
«Связной» долгое время балансировал на грани рентабельности, что приводило к росту долговой нагрузки, отмечает эксперт группы корпоративных рейтингов АКРА Алексей Корнев. По его словам, в 2020-2021 годах компания оптимизировала убыточные магазины, что позволило ей выйти на минимальную чистую прибыль, хотя и с очень высоким уровнем долга. Однако когда в 2022 году были введены санкции и ретейлерам электроники пришлось перейти с отсрочек по платежам на предоплату товаров, потребовались дополнительные средства на финансирование оборотного капитала, с чем у «Связного» из-за высокой долговой нагрузки возникли ключевые проблемы, предполагает эксперт. «Компания долгое время находилась на грани банкротства и не смогла перестроиться», — резюмирует Алексей Корнев.
По мере сокращения динамики роста числа клиентов мобильных операторов в России снижалась и доходность сетей салонов мобильной связи — «Связного» и его главного конкурента «Евросети», поясняет аналитик FintechLab Сергей Вильянов. Операторы предпочли создать монобрендовые розничные сети, которые оттянули значительную часть маркетинговых бюджетов вендоров устройств и аксессуаров от независимых мобильных ретейлеров, добавляет он.
Сильным ударом для бизнеса в 2022 году стал уход с российского рынка крупных брендов, чьи бюджеты на брендирование магазинов и витрин позволяли оставаться на плаву «Связному» и другим игрокам. «Сама по себе продажа смартфонов и аксессуаров не приносит прибыли. Уход «Связного» — естественный финал бизнес-модели, которая в свое время была очень успешной, но развитие технологий продаж оставили ее в прошлом», — резюмирует Вильянов.
Разбор полетов
Сумма требований к «Связному» составила более 14 млрд рублей, напоминает директор юридического департамента DRC Юлия Привалова. По ее мнению, решение самостоятельно инициировать банкротство — «лучший вариант» для ретейлера, так как дает возможность сделать процедуру более предсказуемой и управляемой, чем если бы процедуру инициировал кто-то из кредиторов. В большинстве случаев такие дела заканчиваются ликвидацией организации и ее исключением из ЕГРЮЛ, отмечает юрист фирмы «Арбитраж.ру» Марсель Харисов. Впрочем, он не исключает, что будет заключено мировое соглашение с кредиторами.
Подобные дела о банкротстве иногда длятся более десяти лет, отмечает арбитражный управляющий, управляющий партнер «Один к одному» Даниил Наймушин. С учетом внушительного размера активов компании (согласно бухгалтерской отчетности за 2021 год, это около 53 млрд рублей, большую часть которых составляет дебиторская задолженность — более 32 млрд рублей), говорить о быстрой процедуре банкротства не приходится, уверен он.
Адвокат коллегии адвокатов А1 Олег Хмелевский считает, что, вероятнее всего, будет подано и заявление о привлечении бенефициаров «Связного» к субсидиарной ответственности. В этом случае они будут обязаны погасить все непогашенные в ходе банкротства компании требования, добавляет он. «Мегафон» вышел из состава акционеров только в декабре, прошло слишком мало времени, а значит, оператор, скорее всего, будет фигурировать в качестве ответчика при рассмотрении вопроса о взыскании убытков или привлечении к субсидиарной ответственности, полагает эксперт Moscow Digital School Андрей Третьяков: «Тогда как Альфа-банк, скорее всего, будет бороться за то, чтобы стать основным кредитором и фактически управлять ходом дальнейшей процедуры».
Как правило, арбитражный управляющий и конкурсные кредиторы считают, что к банкротству компанию привели недобросовестные действия менеджмента, акционеров и прочих лиц, которые могли влиять на бизнес, поясняет адвокат Юлия Михальчук.
При этом публикация компанией намерения обратиться с заявлением о собственном банкротстве не означает, что она обратится в суд с таким заявлением, отмечает управляющий партнер московского офиса коллегии адвокатов «Регионсервис» Евгения Червец. Он не исключает, что компания сделала такое заявление, чтобы избежать возможных исков к менеджменту о взыскании к субсидиарной ответственности по формальным основаниям. Основной кредитор ретейлера Альфа-банк и «Связной» заключили мировое соглашение, предполагающее отсрочку до конца 2025 года, что косвенно может подтверждать урегулирование задолженности компании вне процедуры банкротства, указывает Червец.
В «Связном» и «Мегафоне» от комментариев Forbes отказались. Forbes направил запрос в Альфа-банк.