Как Tesla и другие производители электромобилей используют детский труд
Исследование, проведенное Нью-Йоркским университетом и Женевским центром бизнеса и прав человека, показало, что ведущие производители автомобилей, аккумуляторов и электроники прикладывают слишком мало усилий, чтобы убедиться, что кобальт, который они используют, был добыт без использования детского труда на многочисленных небезопасных кустарных шахтах Конго. Авторы исследования призывают этих производителей, а также компании, которые занимаются добычей и переработкой ископаемых, принять участие в искоренении этой практики и повышении безопасности рабочих.
«Примерно 80% мировых запасов кобальта находятся в Конго, и 20% поступает от этих неформальных кустарных шахт», ― рассказал Forbes Майкл Познер, директор Центра бизнеса и прав человека им. Штерна при Нью-Йоркском университете, который участвовал в подготовке отчета. И хотя компании, в том числе Tesla, утверждают, что не закупают кобальт у организаций, использующих детский труд, «10% кобальта в мире поставляют эти кустарные шахты, а это огромное количество продукта», рассказывает Познер.
Переход автоиндустрии к электроэнергии от бензина, который был главным видом топлива на протяжении 100 лет, ― это внушительная задача. Она требует создания новых фабрик, которые производили бы миллионы аккумуляторов и электрических мотов, а также внедрения программы на миллиарды долларов, направленной на создание разветвленной и повсеместной инфраструктуры зарядных станций, которая требуется для всех этих электромобилей. В то же время цены на сырьевые металлы, такие как литий, никель и кобальт, которые используются в литий-ионных батареях, скорее всего останутся высокими, поскольку спрос обгоняет предложение. Проблема использования детского труда в добыче кобальта — еще одно препятствие на пути революции электромобилей.
В своем ежегодном отчете о воздействии на окружающую среду Tesla заявляет, что проявляет «нулевую терпимость» к использованию детского труда и в прошлом направляла в Демократическую Республику Конго делегацию от своего Комитета социально ответственных закупок, чтобы оценить условия труда на шахтах. «Поездка в ДРК позволяла получить более точное понимание сложного вопроса кустарных и малых шахт (ASM) и их истории в ДРК», ― сообщила компания в последнем отчете, не углубляясь в детали.
«Международные компании, которые безуспешно пытаются избежать кобальта, добытого на ASM, игнорируют неудобную истину, которая заключается в том, что отделить ASM-кобальт от общего массива поставок кобальта, добытого промышленным путем, почти невозможно», ― сообщила в электронном письме Дороти Бауманн-Поли, директор Женевского центра и автор отчета о кобальте.
В августе прошлого года CEO Tesla Илон Маск и совет директоров компании призвали акционеров отклонить предложение, согласно которому компания должна была бы предоставлять подробные отчеты о практиках в области закупок сырья и о мерах, которые компания принимает, чтобы даже косвенно не задействовать детский труд. В августе 2022 года подавляющее большинство акционеров проголосовали против. Tesla не ответила на просьбу прокомментировать исследование Нью-Йоркского университета и Женевского центра.
По словам Познера, который занимал пост помощника генерального секретаря США при администрации Обамы, кустарные шахты используют труд детей, просто потому что детям легче забираться в узкие туннели и дыры: «Люди приходят на места добычи ископаемых с семьями, копают неукрепленные ямы, потом отправляют своих детей в колодцы, и колодцы рушатся».
Tesla и другие компании не покупают кобальт напрямую у малых шахт, однако, согласно исследованию, они получают его опосредованно. Их основной источник сырья — крупные промышленные шахты вроде тех, какими управляет Glencore, но, по словам Познера, посредники продают ASM-кобальт более крупным производителям.
«Кобальт, который был механически извлечен с помощью больших машин, смешивается с кобальтом, который люди выкапывают вручную и продают на местном рынке. И если даже смешение происходит не в Конго, большую часть кобальта обрабатывают китайские плавильни, ― сказал он. — Так или иначе, если вы крупный производитель автомобилей, электроники или аккумуляторов, кустарный кобальт — часть вашей цепи поставок».
General Motors, которая намеревается потеснить Tesla на рынке электромобилей, сообщила, что старается добиться того, чтобы никто из ее поставщиков не использовал детский или рабский труд. «Мы активно следим за нашей цепочкой поставок и проводим обширные проверки, особенно в случаях, где мы обнаружили или были проинформированы о потенциальных нарушениях закона, наших договоренностей или наших политик, таких как Кодекс этики поставщиков, который основан на Глобальном договоре ООН», ― сообщил в электронном письме представитель компании Дэвид Барнас.
Ford не ответил на просьбу дать комментарии.
Тем не менее, как сообщается в отчете, в долгосрочной перспективе нельзя полагаться на то, что автопроизводители будут отслеживать соблюдение этих условий шахтами. Авторы исследования приходят к выводу, что единственное реальное долгосрочное решение заключается в том, что государства должны признавать существование малых кустарных шахт, регулировать их деятельность, устанавливать ограждения и вводить другие меры безопасности, чтобы уменьшить число несчастных случаев. Наряду с отказом от использования детского труда на шахтах авторы призывают Конго и покупателей его кобальта способствовать тому, чтобы шахты чаще нанимали женщин и тем самым улучшали их экономическое положение.
Познер говорит, что для начала компании могли бы признать существование проблемы. «Бессмысленно притворяться, будто это не наше дело. И очень мало делается для законодательного закрепления и улучшения условий труда», — резюмирует он.
Перевод Натальи Балабанцевой