Распознавание доходов: как AI-компания заработала на попавших под санкции банках
Обходной маневр
Продажи ПО для распознавания QR-кодов, банковских карт и номеров телефонов через веб-браузер принесли Smart Engines 37 млн рублей в 2022 году, составив 9% в общей выручке (более 400 млн рублей). ПО для браузера Smart Engines представила в июне 2021 года. В нем применяется технология WebAssembly (WASM). Она поддерживается браузерами Mozilla Firefox, Google Chrome, Chromium, Microsoft Edge и Apple Safari. Интерес к WASM резко подскочил в 2022 году, когда из App Store и Google Play были удалены приложения российских банков, попавших под санкции, указывают в Smart Engines. В их числе ВТБ, «Россия» и Альфа-банк, рассказали Forbes в компании.
«Проблема затронула пользователей новых смартфонов на Android и iPhone. Особенно владельцев iPhone, потому что на новые гаджеты нельзя установить приложения, удаленные из App Store, — рассказывает генеральный директор Smart Engines кандидат технических наук Владимир Арлазаров. — Установка заблокированных приложений на новые Android-смартфоны также существенно осложнилась. Затронуты и те люди, на чьих смартфонах уже были банковские приложения — без регулярных обновлений они будут деградировать».
Smart Engines, основанная в 2016 году учеными институтов РАН, провела первые эксперименты с WASM пять лет назад, но тогда технология была недостаточно зрелой для ее использования, объясняет руководитель компании: «Как только стало понятно, что она уже достаточно созрела, мы выпустили продукт». Его основное предназначение — распознавание в браузере QR и банковских карт (например, для оплаты в интернет-магазинах) без передачи изображений на сервер и автоматизации процессов ввода документов (например, паспорта) в интернет-клиентах банков и страховых компаний.
Поставить в банки
Приложения попавших под санкции российских банков были удалены из App Store и Google Play в апреле 2022 года. На этих платформах стало нельзя скачать и обновить приложения Альфа-банка, Сбербанка, ВТБ, банка «Открытие», Промсвязьбанка, Газпромбанка, Совкомбанка и других банков. На помощь многим из них пришел софт от Smart Engines. По словам Арлазарова, сначала в компанию обратились Альфа-банк и МКБ, потом ВТБ: «Интересовались все санкционные банки».
Организации нуждались в привычной для клиентов функциональности на смартфонах, включая распознавание баркодов и карт, а для этого нужно уметь распознавать их прямо на веб-странице. Технология WASM предоставляет эту возможность. «Дело было только за продуктами, которые умеют распознавать и предоставляют WASM-компоненты. Мы единственная в России компания, которая это смогла предложить», — настаивает Арлазаров, добавляя, что компания фиксирует «лавинообразный рост» обращений со стороны российских банков и компаний и регулярные запросы «со всего мира». Тренд продолжится в 2023 году, считает он, надеясь на рост выручки «как минимум на двузначные показатели в процентном отношении».
Как это работает? Решение Smart Engines на основе WASM интегрируется в PWA банка (progressive web app — технология в веб-разработке, которая визуально и функционально трансформирует сайт в мобильное приложение), сохраняя функционал для клиента. WASM позволяет запускать программы непосредственно на веб-странице интернет-банка на смартфоне. Таким образом, этот способ дает возможность использовать версию, более близкую к нативному мобильному приложению, в обход привычных магазинов на iOS и Android.
В партнерстве со Smart Engines Альфа-банк запустил сканер QR-кодов в сервисе «Альфа-Онлайн» в августе 2022 года: с его помощью можно оплачивать покупки в офлайн или онлайн-магазинах, счета в ресторане, квитанции ЖКУ, штрафы и налоги с любого смартфона, даже если на нем нет приложения банка, а также с планшета, ноутбука или с обычного компьютера. «Возможность оплаты по QR-коду через систему быстрых платежей — одна из важнейших функциональностей, особо актуальная на фоне новой платежной реальности в отрасли», — заявили в банке.
ВТБ перешел на российские технологии для распознавания QR-кодов и банковских карт осенью прошлого года, сообщили Forbes в компании, добавив, что удаление приложений банка из AppStore и Google Play, «безусловно, ускорило процесс внедрения функциональности платежей по QR-коду в интернет-банке». Для распознавания банковских карт и QR-кодов через веб-браузеры ВТБ использует два решения: от Smart Engines и opensource библиотеку ZBar. «Количество клиентов, которые пользуются PWA, превышает 1 млн человек, это 8% от всех пользователей «ВТБ Онлайн», — рассказали в ВТБ. Банк «Россия» внедрил технологию распознавания QR-кодов от Smart Engines в веб-версию интернет-банка в октябре 2022 года, сообщал ранее банк.
Эксперты указывают на рост спроса на российском рынке PWA. «Виден устойчивый спрос на эти решения», — говорит директор направления Digital «Т1 Консалтинг» Дмитрий Макаров. Если в начале прошлого года ситуация напоминала технологический хайп, продолжает он, так как все крупные компании делали PWA-приложения, чтобы проверить технологию, то сегодня рынок вышел на плато и может трезво оценить плюсы и минусы этого компромиссного в условиях санкций решения. «Мы наблюдаем как раз среди представителей банковской отрасли достаточно сильный тренд, связанный с исключением приложений из App Store и Google Play», — подтверждает директор направления «Электронный документооборот» КРОК Василий Мухин.
Продажи в эпоху запретов
Опрошенные Forbes эксперты в целом признают, что решение, разработанное Smart Engines, благодаря своим возможностям и функционалу востребовано компаниями российского финансового сектора, нуждающимися в обходе запретов владельцев мобильных платформ. «Решение Smart Engines можно назвать уникальным за счет дополнительных возможностей по распознаванию в видеопотоке QR- и штрихкодов, машиночитаемой зоны на паспортах, а также видео и фотографий, — рассуждает Василий Мухин. — При этом софт не сохраняет обработанные персональные данные в общую базу, все хранится в оперативной памяти устройства. И это значительно снижает риск утечек».
Такое ПО, по мнению эксперта, актуально для всех организаций, которые работают с персональными данными и заинтересованы в ускорении процесса обработки документов, удостоверяющих личность: к ним относятся компании из ретейла, туризма, телекоммуникаций, транспортной отрасли, страхового бизнеса.
Помимо Smart Engines на рынке есть и другие компании, которые занимаются распознаванием документов, в том числе имеющие российские корни, указывает заместитель гендиректора Группы T1 по технологическому развитию Антон Якимов: «Но продукт Smart Engines оказался оптимален по набору инструментов для разработчиков и готовности обеспечить требования безопасности, а другим разработчикам OCR-решений (Optical Character Recognition) пришлось выступить в роли догоняющих».
Впрочем, директор по развитию web-технологий Artezio (входит в группу «Ланит») Сергей Матусевич уверен: такой софт будет востребован ровно столько, сколько будут существовать препятствия для размещения нативных приложений для мобильных операционных систем. «Тот факт, что продажи ПО для распознавания кодов и интерес к WASM выросли на фоне запретов, свидетельствует, что эти решения временные, — говорит он. — Эти технологии уже являются альтернативным способом избежать блокировок и обеспечить работу сервисов на устройствах, на которых нет доступа к магазину приложений». Сами пользователи воспринимают такие решения на базе QR и WASM как не совсем полноценные, обращает внимание Матусевич. «Например, браузерные приложения требуют дополнительной инструкции по установке и де-факто зависят от разработчиков самого браузера. И Google, и Apple — не просто держатели аппаратных и программных платформ, но и разработчики браузеров для них. Они могут эффективно блокировать развитие WASM», — заключает он.
У разработки Smart Engines есть «множество аналогов» — платежных шлюзов, позволяющих совершать платеж через браузер или приложение, и после ухода ряда зарубежных компаний с российского рынка они заместили возникшую нишу, говорит глава совета Фонда развития цифровой экономики Герман Клименко. Сервис Smart Engines, по его мнению, нишевый и востребован будет прежде всего банками, а также ретейлерами. «Ценность Smart Engines прежде всего в ее технологии, можно ожидать, что в дальнейшем ее приобретет какой-нибудь банк из числа партнеров», — полагает он.
Генеральный директор Content AI, разрабатывающей в том числе аналогичные продукты, Светлана Дергачева категорична и задачу по распознаванию QR-кодов, банковских карт, номеров телефонов называет «не столь существенной для больших финансовых организаций». «Отсутствие или недоступность мобильного приложения также не является для них проблемой, так как это только один из способов решения задачи по распознаванию и передаче данных, — продолжает она, добавляя, что на рынке существует достаточно разнообразных продуктов, которые позволяют делать это с помощью мобильных, браузерных и веб-решений. «По опыту взаимодействия Content AI с банками можем сказать, что они в большей степени заинтересованы в комплексном решении задач и внедрении многофункциональных платформ по распознаванию и обработке данных», — резюмирует Дергачева.