Власти задумались об ограничениях для маркетплейсов с иностранным капиталом
Власти рассмотрят ограничения для интернет-магазинов, в которых иностранцам принадлежит 49% и более. Причем сделать это могут на уровне ЕАЭС, а не только России. Авторы инициативы считают, что маркетплейсы относятся к «уязвимой критической инфраструктуре» и изменения помогут защитить потребителей
Минэкономразвития предложило дать странам ЕАЭС (Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Россия) право предъявлять специальные требования или вводить ограничения на работу торговых площадок в интернете, в капитале которых 49% и больше принадлежит иностранцам или они составляют 1/3 или более в руководящем органе. Это узнал РБК из новой редакции проекта соглашения об электронной торговле в ЕАЭС, которую подготовило министерство. Подлинность документа изданию подтвердил представитель Минэкономразвития.
Зачем в проект соглашения включили пункт об ограничениях для компаний с большой долей иностранного участия, Минэкономразвития РБК не пояснило. Площадки электронной торговли относятся к «уязвимой критической инфраструктуре» и власти хотят создать «некую страховку, защитить внутренних потребителей», заявил изданию один из участников обсуждения. Под действие нормы могут попасть отдельные компании из ЕАЭС: например, популярный в Казахстане маркетплейс Kaspi, отметил другой источник РБК на рынке интернет-торговли.
Кроме того, проект соглашения предусматривает создание единого реестра электронных торговых площадок и единого перечня запрещенных или ограниченных к продаже товаров. Предлагается установить единые требования к форме и порядку оплаты, разрешить применение электронных документов в рамках трансграничного взаимодействия, а также ряд других инициатив.
Пункт соглашения о доле иностранцев может быть направлен на «приземление» зарубежных компаний на едином пространстве ЕАЭС, то есть на создание филиалов и представительств на его территории, заявил РБК глава российской Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) Артем Соколов. В России сейчас работает только один маркетплейс с иностранным участием — «AliExpress Россия», но он находится под контролем российских акционеров и менеджмента, потому не попадает под заявленные критерии, сообщил РБК руководитель исследовательской компании «INFOLine-Аналитика» Михаил Бурмистров. По оценке компании, крупнейшими игроками на российском рынке электронной коммерции сейчас являются Wildberries, Ozon и «Яндекс».
Представители Wildberries, Ozon, «AliExpress Россия» и «Яндекс Маркета» отказались комментировать пункт об ограничениях для компаний с иностранным участием в капитале больше 49%. Wildberries в целом дал положительный отзыв на проект, сообщил представитель маркетплейса. Представитель «Яндекс Маркета» отметил, что соглашение позволит ускорить развитие рынка ЕАЭС, но каким был отзыв компании — не сообщил.
В России ограничена 20%-ная доля, которой могут владеть иностранцы в российских СМИ, а также в онлайн-кинотеатрах, у которых россияне составляют меньше 50% аудитории. Инициативы установить аналогичные ограничения в 20% для иностранцев в новостных агрегаторах, всех «значимых интернет-ресурсах», сервисах объявлений и такси пока движения не получили.
В ноябре 2022 года «Почта России» запустила сервис «Почта Global» для покупок в таких европейских интернет-магазинах, как Asos, Net-a-Porter и Farfetch, а также с сайтов брендов Zara, H&M, Nike, COS, аdidas и других. Эти компании приостановили работу с Россией, некоторые закрыли свои офлайн-магазины в стране.