К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Новый игрок крипторынка: повторит ли хедж-фонд российских мигрантов судьбу FTX

Команда Wintermute (Фото Wintermute)
Команда Wintermute (Фото Wintermute)
Искусно осваивая новые секторы крипторынка и оказавшись в выигрыше после краха стейблкоина Terra, компания Wintermute стала одним из лидирующих маркетмейкеров в мире криптоактивов. В прошлом году Евгений Гаевой и его жена Марина Гуревич вывели Wintermute на рекордный оборот операций с криптоактивами ― $1,5 трлн. Теперь путь хедж-фонда лежит через поле, усеянное падшими предшественниками и неразорвавшимися минами

Евгений Гаевой обдумывал, что делать, если рухнет terraUSD (UST), криптовалютный стейблкоин, привязанный по стоимости к одному доллару США. Капитализация токена составляла порядка $15 млрд, а его родительская компания получала финансирование от уважаемых инвесторов вроде Lightspeed Venture Partners. Однако уже к началу 2021 года в Twitter (заблокирован в России) о его потенциальном падении писала небольшая группа людей. Они утверждали, что стейблкоины, выстроенные на алгоритмах, но не обеспеченные государственными валютами, обречены на крах. 

В минувшем феврале 38-летний Гаевой сказал себе: «Если такое произойдет, мы должны быть в самом эпицентре». Wintermute ― принадлежащая ему трейдинговая фирма в Лондоне, которая занимается быстрой куплей-продажей цифровых активов и оставляет себе крошечные доли прибыли (около доллара), получаемой с миллионов операций в день. Чем сильнее колеблются котировки, тем больше компания зарабатывает денег.

В том же месяце Гаевой и Гуревич, его супруга и операционный директор Wintermute, строили план действий. Разработчики компании целый месяц интегрировали блокчейн-технологию Terra в собственные системы. Высокочастотные трейдеры стремятся получать наиболее оперативный доступ к биржевым данным. Wintermute тоже поставил для этого специально выделенные серверы и запустил узлы программной среды Terra, чтобы получать самые свежие сводки по транзакциям и курсу UST. Для реализации новых трейдинговых алгоритмов программисты написали 4000 строк кода. Затем в субботу, 7 мая, когда стоимость UST опустилась до $0,98, Гаевой поручил своей команде ввести на следующую неделю ночные смены.

 
Евгений Гаевой (Фото Wintermute)

Два дня спустя началось грандиозное падение котировок UST, и компания вовсю активизировала спекулятивную стратегию. Благодаря обрушившемуся курсу Terra фирма могла покупать UST за $0,80 и перепродавать за $1 в виде токена родственной криптовалюты Luna. Потом можно было продавать и ее, добиваясь прибыли в размере 10-15% с каждой транзакции. 

К концу недели токен UST потерял почти всю свою ценность, и компания наторговала свыше $250 млн, доведя курс до $0,10 за коин. Прибыль таким образом составила десятки миллионов долларов. Гаевой не был главной причиной краха Terra, но подлил масла в огонь, когда стал главным покупателем UST, пока остальные его лихорадочно распродавали. По словам источников, чтобы на фоне понижения котировок помочь с куплей-продажей, кредит в UST на миллионы долларов фирме выдал даже основатель Terra До Квон. Его разыскивают правоохранительные органы Южной Кореи за нарушение финансового законодательства, хотя сам он утверждает, что обвинения необоснованны и, скорее всего, судом будут отклонены. По-видимому, Квон надеялся, что финансирование поможет сделать рынок для UST более ликвидным и предотвратит его коллапс.

 
Марина Гуревич (Фото Wintermute)

Для Гаевого игра с Terra была коронным маневром: он не просто сделал опасную ставку на крах UST, но и решился сыграть в рискованном секторе децентрализованных финансов, который многие криптофирмы стараются обходить стороной. В отличие от более узкоспециализированных трейдинговых организаций стратегия Wintermute состоит в проведении экспериментов в самых разнообразных уголках криптосферы. «Мы лучшие абсолютно во всем, за что беремся», ― заявляет Гаевой. Но всеядный подход к делу и прибыль более чем с миллиарда транзакций складываются в крупные суммы. В 2021 году компания со штатом всего из 53 человек заработала $1,05 млрд выручки и $582 чистой прибыли. Гаевому принадлежит треть бизнеса, так что его состояние исчисляется как минимум сотнями миллионов долларов.

Недавний крах криптоимперии Сэма Бэнкмана-Фрида ― биржи FTX и хедж-фонда Alameda Research (последний был близким конкурентом Wintermute) ― поверг Гаевого и Гуревич в шок не меньше остальных. «Мы знали, что они немного бесшабашные и играют по-крупному, но даже представить не могли тот уровень, откровенно говоря, глупости, которой отличались их решения касательно трейдинга и управления процессом», ― отмечает Гуревич.

По данным аналитического агентства Nansen, до крушения Alameda Research фирма Гаевого уже была в пятерке крупнейших криптотрейдеров в мире. Может ли сопутствующий ущерб от падения FTX задеть и Wintermute? Гаевой объясняет, что его компания не берет на себя риски бездумно, как Alameda Research, но если произошедшее чему его и научило, так это тому, что в торговле криптоактивами никаких гарантий не бывает.

 

Будущий бизнесмен вырос в Москве 1980-х ― начала 1990-х годов и помнит всеобщий оптимизм после распада Советского Союза, когда россияне наконец могли покупать западные товары вроде шоколадных яиц Kinder из Италии. Гуревич росла в тысячах километрах от столицы в Сибири и ощущала такое же воодушевление, и, как она сама говорит, спокойно на месте ей никогда не сиделось. В подростковом возрасте она уговаривала родителей перевести ее в другую школу целых четыре раза за пять лет, потому что постоянно стремилась к лучшему образованию. «Мне всегда хотелось большего и лучшего», ― признается она сегодня.

Супруги познакомилась в студенческие годы в Высшей школе экономики в Москве, крайне избирательном образовательном учреждении с математическим уклоном, основанном в 1992-м. «Она была очень-очень американской... очень-очень капиталистической... И мы во многих отношениях сформировались именно там», ― рассказывает Гуревич. С Гаевым она познакомилась, когда оба попали в первые 10% своего потока по навыкам владения английским языком и во время работы над заданием оказались в одной группе.

В 2006 году Гаевой и Гуревич поженились, и первую после вуза работу муж нашел в трейдерской фирме Optiver в Амстердаме, одном из мировых лидеров отрасли. При нем подразделение компании по купле-продаже ценных бумаг выросло с одного человека до профессиональной команды из 12 сотрудников ― там же Гаевой усвоил ценные уроки по управлению рисками. Из Optiver он ушел через 10 лет, потому что хотел развиваться за пределами занятой ниши. В 2017 году он вместе с Гуревич и двумя детьми переехал в Лондон. Гаевой стал осваивать торговлю криптовалютами и пустил в дело $20 000 собственных сбережений.

Поскольку в 2018-м в криптосфере наметился спад, Гаевому и двум его коллегам Йоанну Турпину и Харро Мантелю за девять месяцев удалось привлечь от ангелов-инвесторов всего $900 000. В попытке понравиться другим криптопрофи Гаевой назвал фирму Wintermute в честь искусственного интеллекта из фантастического романа «Нейромант» 1984 года. 2019-й как для Гаевого, так и для всей криптоиндустрии выдался ужасным ― мелкие инвесторы потеряли к ней всякий интерес, и после обвала в 2017 году обороты отрасли были крайне низкими. На операции у бизнесмена было лишь $500 000, и доход составил менее $1 млн. Каждый месяц его стартапу приходилось выживать со средствами всего на несколько месяцев вперед.

Однако в январе 2020-го, как заявляет Гаевой, случился настоящий прорыв. Спроектированные им алгоритмы по проведению арбитражных сделок, искавшие разницу в цене на одну и ту же криптовалюту на разных биржах (чтобы можно было купить на одной и перепродать на другой), наконец стали приносить реальную прибыль. 12 марта, пока фондовый рынок Соединенных Штатов из-за пандемии переживал колебания котировок с разницей в 10% за один день, объем транзакций в криптосекторе резко подскочил и за сутки Wintermute заработала $120 000. «Стало предельно ясно, что, будь у нас больше капитала, мы бы заработали гораздо, гораздо больше», ― уверена Гуревич.

 

В июле Wintermute привлекли небольшие инвестиции на сумму $2,8 млн в рамках финансирования серии A. Больше остальных в бизнес тогда вложился Джереми Лью из Lightspeed Venture Partners. Он говорит, что Гаевой произвел на него впечатление «очень умного человека... почти что стереотипного одаренного русского математика». Гуревич, которая до этого работала в управленческом консалтинге, пришла в Wintermute в качестве полноценного сотрудника и стала операционным директором фирмы, отвечающим за все, кроме вопросов программирования и трейдинга, то есть за финансы, разработку стратегии, набор персонала и маркетинг. Соучредитель Харро Мантель ушел из компании, чтобы больше времени посвящать семье, а Йоанн Турпин остался и занял должность руководителя по развитию бизнеса.

Из-за взрывного роста количества новых продуктов и пользователей децентрализованных финансовых платформ для зарабатывания процентов на трейдерских операциях те месяцы назвали летом DeFi. Uniswap, один из таких сервисов, работающий полностью на открытом немодифицируемом исходном коде, прошел путь от $10 млн ежедневных транзакций в мае 2020 года до $1 млрд за три месяца. Wintermute начала активно торговать криптовалютами через Uniswap и другие децентрализованные биржи, выстраивая обширную сеть ресурсов, на которых можно осуществлять арбитражные сделки.

Фирма стала торговать свежеиспеченными токенами, в том числе новым коином под названием Sushi. Его ликвидность была настолько низкой, что Wintermute брала спреды в размере 2% ― это разница между ценами, за которые трейдер готов покупать и продавать. Впоследствии часть этих средств можно засчитывать как прибыль.

2020 год компания закрыла с $53 млн выручки и начала активно осваивать новые направления бизнеса. Торговлю криптовалютами предприятие теперь вело на трейдерских площадках типа Dydx, которая на протяжении пары дней в конце 2021-го обрабатывала даже большую сумму, чем Coinbase. Кроме того, фирма Гаевого заключила контракты с создателями новых токенов вроде Optimism, которые дали Wintermute беспроцентный кредит в собственных коинах для торговли и получения прибыли. Зачастую подобные контракты также обеспечивали маркетмейкеру опционы на покупку токенов по фиксированной цене с более поздней датой. Некоторые сделки оказались чрезвычайно выгодны, ведь во время интенсивного роста всего крипторынка в 2021 году торговля созданными из ничего новыми коинами, а также приобретение дешевых опционов на их покупку позволяли получать быструю прибыль.

 

Помимо всего прочего, Wintermute начала экспериментировать с малоосвоенным сектором MEV, «максимальной извлекаемой стоимости». Выгода при данной трейдерской стратегии извлекается из малой скорости учета данных об операциях в блокчейне, благодаря чему можно запрыгнуть в начало очереди и получить лучшие условия для арбитражной сделки.

В 2021 году объемы торгующихся криптовалют стали бить все рекорды, а масштабы бизнеса Wintermute увеличивали выгоду многократно. Система фирмы была подключена к 30 централизованным биржам, включая целый спектр от Coinbase до дубайской Bybit, и присутствовала на десятках децентрализованных платформ, причем количество токенов в арсенале Wintermute достигло 350. Будто спутниковый снимок всего крипторынка, ширина охвата системы была невероятно полезна для проведения арбитражных сделок, так как давала четкое представление о разбросе цен на один и тот же актив. Присутствие на множестве разных бирж также позволяло разглядеть общий вектор движения рынка и предотвратить внезапные скачки и падения котировок, которые могут повлиять на рентабельность трейдерской деятельности.

Появилось и два других сопоставимых преимущества. Чем больше разрастался бизнес Wintermute и увеличивались объемы торгующихся активов, тем проще было получать дешевое финансирование от кредиторов и эмитентов, чьи токены использовались в транзакциях. К тому же при постоянном трейдинге на централизованных площадках вроде Coinbase ощутимо сокращались и комиссии на проведение операций.

В компании Гаевого заявляют, что в 2021-м оборот средств в Wintermute достиг невероятных $1,5 трлн, выручка составила $1,05 млрд, а чистая прибыль ― $582 млн. Некоторым сотрудникам по итогам года дали многомиллионные премии. Акционерам фирма выплатила $35 млн в виде дивидендов, и Гаевой получил около $12 млн, поскольку владеет 33% акций предприятия. Джереми Лью из Lightspeed Venture Partners, владеющий 15%-ной долей, описывает показатели организации в 2021 году следующим образом: «Бизнес занял правильную позицию, поэтому, когда накатила волна, работы стало невпроворот».

 

В текущем году было немного иначе. Так как повысились инфляция и процентные ставки, почти каждая категория активов подешевела, а криптосфере досталось чуть ли не больше всех остальных. За первые пять месяцев года в Wintermute отчитались о доходе на сумму всего $225 млн, то есть по сравнению с 2021-м выручка резко сократилась. Дорого компании обошлись и риски, сопряженные с децентрализованными биржами: при установке защиты на один цифровой кошелек персоналом была допущена ошибка, и систему Wintermute взломали, похитив $160 млн. В уходящем году бизнес будет убыточным, говорит Гаевой.

Когда в прошлом месяце банкротство объявила биржа FTX Сэма Бэнкмана-Фрида, у Wintermute на ней находилось $59 млн, и Гаевой с Гуревич списали деньги в безвозвратные потери. Большинство корпоративных средств они держат только на трех площадках: Coinbase, Kraken and Binance. В нынешних условиях отраслевого кризиса они торгуют криптоактивами всего на $1 млрд в день, хотя еще несколько месяцев назад ежедневный объем сделок доходил до $3-5 млрд.

Этот случай и потенциал распространения наводят на вопрос о том, будет ли следующей жертвой рынка Wintermute. Супруги утверждают, что организация со штатом из 95 сотрудников имеет здоровые финансовые показатели. Кроме того, они владеют акциями на $400 млн, в собственности компании находятся активы стоимостью $720 млн, а отношение задолженности к собственному капиталу составляет 0,8 ― довольно консервативный показатель по сравнению с публичными маркетмейкерами вроде Virtu. Также Гаевой и Гуревич подчеркивают, что $350 млн их капитала находится в виде стейблкоинов (преимущественно USDC) и наличных, большая часть остальных $50 млн ― в виде венчурных инвестиций.

Между тем супружеская пара, по их словам, работает семь дней в неделю, усерднее, чем когда-либо раньше, и Гаевой всерьез подумывает о запуске биржи финансовых деривативов для обслуживания профессиональных трейдеров, которая заняла бы нишу, оставшуюся после FTX. Но бизнесмен поясняет, что для хранения средств клиентов использовал бы совсем другую архитектуру: их деньги были бы разделены на части и находились в ведении сторонних доверенных лиц ― по такой же модели работают традиционные площадки, например Нью-Йоркская фондовая биржа.

 

Что же касается торговли активами в Wintermute, Гаевой заявляет: «На данный момент мы по сути готовимся к еще одному 2021-му. Мы не гонимся за большой прибылью прямо сейчас, потому что это будет капля в океане по сравнению с потенциальным ростом рынка в будущем».

Перевод Антона Бундина

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+