Заказчики услуг дронов предложили дать разработчикам беспилотников льготы IТ-компаний
Разработчикам и эксплуатантам беспилотной авиации предложили дать льготы IТ-компаний. Льготы позволят увеличить объемы заказов, наладить серийный выпуск и усилить кадровый потенциал компаний, полагает автор инициативы, руководитель центра технологий беспилотных авиационных систем «Газпром нефти» Никита Сивой. Эксперты назвали такую меру целесообразной
Заказчик услуг беспилотной авиации — компания «Газпром нефть» — предложила дать разработчикам беспилотников и компаниям, занимающимся обслуживанием и эксплуатацией дронов, такие же льготы, какими пользуются IТ-компании. С инициативой выступил руководитель центра технологий беспилотных авиационных систем (БАС) «Газпром нефти» Никита Сивой на Конгрессе молодых ученых в Сочи, пишут «Ведомости».
По словам автора инициативы, для IТ-компаний обнулили НДС, уменьшили страховые взносы и налог на прибыль. «Такие льготы могут быть успешны и для разработчиков беспилотных аппаратов и сервисов на их основе»», — заявил Сивой. Предоставление льгот сделает технологию более «экономически рентабельной в нескольких новых сегментах применения», а также позволит увеличить объемы заказов техники и услуг, наладить серийный выпуск и привлечь больше сильных кадров, рассказал он газете. «Разработчики и эксплуатанты смогут вложить больше средств в разработку», – отметил собеседник.
«Газпром нефть» выступает «квалифицированным заказчиком» и инвестором для разработчиков беспилотных технологий. На сайте компании отмечается, что решения с использованием беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) применяются при воздушно-лазерном сканировании территорий, перевозке грузов, контроле за строительством и состоянием инфраструктуры, за трубопроводами и т. д. Пилотные доставки крупногабаритных грузов беспилотниками вертолетного типа ведутся в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах, рассказал представитель «Газпром нефти». «Ведутся работы по совершенствованию техники и инфраструктуры для полноценного внедрения сервиса и его тиражирования», — сообщил он.
В прошлом году страховые взносы за сотрудников аккредитованных IТ-компаний были снижены с 14 до 7,6%, а налог на прибыль – с 20 до 3%. В этом году разработчиков, чьи программные решения включены в реестр отечественного программного обеспечения (ПО), полностью освободили от уплаты налога на прибыль, а также налогового контроля. Для IТ-разработчиков была обнулена ставка НДС. Для них установлено преимущество при госзакупках: госорганы и компании с госучастием не могут покупать иностранное ПО, если в реестре Минцифры есть отечественный аналог. У IT-компаний есть возможность получать кредиты на льготных условиях, гранты на развитие от государства, а у их сотрудников – право на ипотеку по сниженной ставке и отсрочка на случай мобилизации.
Президент «Руссофта» Валентин Макаров отметил, что принятие первого пакета мер поддержки IТ-индустрии привело к росту продаж. Оно сочетало фактические меры снижения налоговой нагрузки, юридическое закрепление преференций на долгие годы вперед и эмоциональный подъем в индустрии после признания ее важности со стороны государства, сказал Макаров. Собеседник в одной из госкомпаний-заказчиков услуг беспилотной авиации предупредил, что государству не хватит денег, если предоставлять льготы каждой из отраслей.
Российский рынок беспилотной авиации в прошлом году превысил 13 млрд рублей, сказал гендиректор ассоциации работодателей и предприятий индустрии БАС «Аэронекст» Глеб Бабинцев в Сочи. Вице-премьер, министр промышленности и торговли Денис Мантуров прогнозировал, что к 2030 году российский рынок БПЛА достигнет 120 млрд рублей. Приравнять к IТ-компаниям разработчиков и эксплуатантов дронов целесообразно, считает эксперт рынка Национальной технологической инициативы (НТИ) «Аэронет» Николай Ряшин.
По словам Ряшина, разработчики дронов являются IТ-компаниями, так как БПЛА — это программно-аппаратный комплекс (ПАК). В августе Минцифры предложило включать в реестр ПО такие комплексы, чтобы их разработчики могли претендовать на льготы. Гендиректор разработчика и производителя беспилотных воздушных средств «М-индастриз» Михаил Липатов назвал инициативу «Газпром нефти» правильной идеей — производители разрабатывают не только сами аппараты, но и программно-аппаратную часть. Для БПЛА нужно создавать и развивать технические решения для инфраструктуры, например, системы наблюдения за аппаратами и предупреждения их столкновения в небе, которыми занимаются IТ-специалисты, добавил он.
Все меры поддержки государства, актуальные для пилотируемой авиации, необходимо распространять на беспилотную, полагает заместитель гендиректора «Авиателекоминвеста» Андрей Потемкин. Он напомнил, что в пилотируемой авиации действуют программы льготного лизинга и субсидируются затраты, связанные с созданием, производством, реализацией и обслуживанием воздушных судов. По словам Потемкина, предприятия беспилотной аэрологистики находятся в заранее неконкурентоспособном положении.