К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

РЖД оценили расходы на замену западных информсистем в 6,4 млрд рублей


РЖД оценили затраты на замещение иностранных информационных систем в 6,4 млрд рублей, выяснил «Коммерсантъ». Системы РЖД по продаже билетов работают на платформе z/Architecture, совместимой только с оборудованием от IBM. При миграции с платформы IBM придется заменять все компоненты и перестраивать парк серверов, отмечают эксперты

РЖД планируют направить суммарно 6,4 млрд рублей собственных средств на девять проектов по импортозамещению зарубежного программного обеспечения (ПО). Об этом сообщает «Коммерсантъ» со ссылкой на паспорта проектов РЖД по замене ПО от IBM, SAP и Oracle на российские разработки. Эти документы компания направила в профильный индустриальный центр компетенций (ИЦК, объединяет представителей разных отраслей, которым необходимо заместить зарубежный софт). 

Зарубежное ПО придется менять в системах учета локомотивов, решениях для моделирования пассажиропотоков, управления инфраструктурой, системе продаж билетов и в других направлениях деятельности железных дорог. В Минтрансе на вопросы газеты не ответили. В РЖД отказались от комментариев. Проект разработки новой версии системы продажи билетов АСУ «Экспресс» — самый дорогой из девяти проектов.

Его реализация потребует 1,84 млрд рублей и предусматривает замену нынешней версии системы АСУ «Экспресс-3», которая работает на платформе IBM z/Architecture, используемой исключительно высокопроизводительными серверами от IBM, на новую, способную работать на широко распространенной процессорной архитектуре x86–64. IBM объявила о полном прекращении деятельности в России в июне. Отсутствие поддержки грозит прекращением продаж железнодорожных билетов, остановкой международных перевозок и «сокращением мобильности граждан Российской Федерации», предупреждают железнодорожники в паспорте проекта.

 

Все критические функции «Экспресс-3» планируется перенести в новую версию ПО к декабрю 2024 года. Реализацию проекта необходимо начать «не позднее первого квартала 2023 года», указывается в паспорте проекта. Разработчик системы, АО «Всероссийский научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта» (ВНИИЖТ, принадлежит ОАО РЖД), отказался раскрывать информацию о проекте. В апреле 2022 года заместитель гендиректора ВНИИЖТ Елена Мартынова рассказала газете «Гудок» о работе над АСУ «Экспресс. Новое поколение», в материале отмечалось, что РЖД планируют начать выводить «Экспресс-3» из эксплуатации с 2024 года.

Новую версию АСУ «Экспресс» собираются создать на базе «Ред ОС» и системы управления базами данных (СУБД) Postgres Pro Enterprise. В паспорте проекта указывается, что лицензии на этот софт есть, а «потребность в закупке продуктов российского производства отсутствует». Замгендиректора Postgres Professional Иван Панченко подтвердил наличие у РЖД лицензии, позволяющей использовать СУБД на любых поддерживаемых ОС. В «Ред Софт» сообщили, что регулярно поставляют «Ред ОС» перевозчику, в том числе для использования в автоматизированных системах.

 

По словам заместителя гендиректора группы T1 по технологическому развитию Антона Якимова, уходя с архитектуры IBM, «придется менять все: аппаратную платформу, операционную среду и СУБД». Собеседник газеты в крупном российском производителе электроники сказал, что перевод системы продажи билетов на альтернативные платформы «будет болезненным». По его словам, потребуется менять серверный парк, закупая другое иностранное оборудование, аналогичное в части мощности и отказоустойчивости. В России таких серверов пока не выпускают. 

По данным исследования Naumen, 56% российских компаний лишились доступа к техподдержке иностранных компаний, для 16% организаций критично выросла стоимость лицензий и услуг, только пятая часть опрошенных (21%) не ощутила на себе никаких последствий. У 36% опрошенных доля зарубежных IТ-решений в компании составляет не меньше половины, еще у 33% на иностранное ПО приходится 20–50% софта. Только четверть опрошенных (25%) используют меньше 20% зарубежного софта. Ранее замену иностранного софта отечественным назвал главной проблемой бизнеса председатель совета директоров «Северстали» Алексей Мордашов. 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+