Дурная слава: как американские знаменитости стали соучастниками криптомошенничества
В прошлом месяце за раскручивание криптовалюты EthereumMax власти оштрафовали Ким Кардашьян на $1,3 млн. Председатель Комиссии по ценным бумагам и биржам Гэри Генслер назвал произошедшее «напоминанием знаменитостям» о том, что информацию о подобных платежах они обязаны раскрывать. Кардашьян давать комментарии отказалась.
Непонятный токен, рыночная капитализация которого в мае 2021-го достигала почти $250 млн, но сейчас стремится к нулю, рекламировала не только Ким. Среди других звезд, которые помогли криптовалюте взлететь, засветились боксер Флойд Мейвезер, член Зала славы NBA Пол Пирс и ресивер НФЛ Антонио Браун.
Но скандалы вокруг участия знаменитостей в рекламных кампаниях по продвижению токена не худшее, что с ним происходит. В ходе расследования Forbes USA выяснилось, что за быстрым взлетом EthereumMax и его еще более стремительным крахом стоят двое жителей городка Милфорд на побережье Коннектикута: 41-летний Расс Дэвис, криптопромоутер и трейдер, а также Джастин Майер, один из основателей EthereumMax и родственник Дэвиса. За последние полтора года Дэвис и Майер продвигали десятки сомнительных криптовалют.
Многие из этих токенов настолько малораспространенные и неизвестные, что данные по ним отыскать крайне затруднительно, но Forbes удалось найти всю историю цен по 18 криптовалютам, которые продвигали Дэвис и Майер. В среднем курс каждого токена сейчас упал на 90% от своих пиковых значений. При этом, по сведениям профильного интернет-портала CoinMarketCap, в целом с момента пика в прошлом ноябре крипторынок просел на 70%. По меньшей мере восемь валют Дэвиса и Майера (с названиями вроде Rocket Bunny и Boom Baby) подешевели по сравнению с пиковыми котировками на 99%.
Токен EthereumMax Дэвис и Майер запустили в мае прошлого года. Тогда, в очевидной попытке сыграть на классической схеме с «накачкой и сбросом» в эпоху Web 3.0, они нахваливали EthereumMax как долгосрочное вложение средств тысячам подписчикам Дэвиса в Twitter, Instagram и Facebook (принадлежит Meta, признанной экстремистской организацией, запрещена в России). При этом сами основатели выводили заработанные деньги через секретные кошельки. Судя по выдвинутым в коллективном судебном иске обвинениям и словам отдельных людей, с которыми пообщался Forbes, деловой тандем присвоил миллионы долларов прибыли.
Дэвис выпускает платную рассылку InRussWeTrust («Верим Рассу») и ведет в Facebook приватную группу о криптовалютах на 24 000 участников. Майер ― криптопромоутер, с 2013 по октябрь 2021 года работал финансовым консультантом в инвестиционно-страховой корпорации Northwestern Mutual. Согласно документам Комиссии по ценным бумагам и биржам, уходя из компании, он «проходил внутреннюю проверку по приписываемой ему вовлеченности в мошенничество с продвижением криптовалют». В пресс-службе бывшего работодателя подтвердили, что Майер там больше не числится «из-за несоблюдения корпоративной политики и устава». Никаких официальных обвинений Майеру предъявлено не было.
Что касается EthereumMax и иска против основателей токена, Дэвис обвинения потерпевших отвергает, заявляя, что в схемах по «накачке и сбросу» не участвовал. Он утверждает, что в махинациях замешан 38-летний Джованни Пероне, сооснователь EthereumMax и один из ответчиков по коллективному иску. «Главным во всем этом скандале 100% был Джо», — говорит Дэвис.
Майер в переписке с Forbes тоже обвинил «Пероне и его команду». Он настаивает на том, что большинство обвинений «основаны на слухах и домыслах, либо вообще на теориях заговора».
До запуска криптовалюты Пероне был руководителем в частной инвестиционной фирме Cerberus Capital Management. Согласно обвинениям, в первые шесть недель после старта токена он, как и Дэвис с Майером, призывал «ничего не подозревающих инвесторов» покупать токены, обещая «существенную прибыль». На неоднократные запросы комментария ни сам Пероне, ни его адвокаты не ответили.
Как бы там ни было, на Дэвиса и Майера в обиде не все. Некоторые вложившиеся в EthereumMax продали активы раньше и действительно остались в плюсе. Другим же пришлось смириться с убытками и списать провал на реалии крипторынка, ведь здесь состояние может исчезнуть так же внезапно, как появилось. Что касается преданных собственных подписчиков InRussWeTrust, они ситуацией недовольны куда сильнее. «К Рассу [Дэвису] прислушивались очень многие, ― говорит 34-летний Тони Руссо, криптоинвестор и бывший читатель его рассылки из Флориды. ― Он внушил к себе доверие, а потом стал обманывать свою же аудиторию».
Прежде чем стать криптомиллионером, Расс Дэвис сорвал джекпот как в старые добрые времена — выиграв в лотерею. В ноябре 2016 года он победил в лотерее штата Коннектикут и получил Бриллиантовый приз на сумму $1 млн. После уплаты налога он унес домой $720 000.
К началу 2021-го Дэвис увлекся криптовалютами. В феврале того же года он стал вкладываться в Shiba Inu (токен, вдохновленный собакой-мемом, ставший безумно популярным благодаря миллиардеру Илону Маску) и подтолкнул к этому же многих своих друзей. Весной курс Shiba Inu стремительно пошел вверх, а Дэвис получил от CNN гордое звание криптоконсультанта и обзавелся тысячами верных фанатов. Став авторитетной фигурой в криптосфере, он запустил рассылку InRussWeTrust.
Что известно о EthereumMax
Впервые об EthereumMax подписчики Дэвиса услышали 14 мая 2021 года, через два дня после создания криптовалюты. Майер посоветовал участникам группы в Facebook не «проспать» новый токен и опубликовал скриншоты с его невероятным суточным ростом в 466 590%. «Emax бьет все рекорды», ― писал Дэвис на следующий день.
Как говорится в коллективном иске, который был подан в центральный округ федерального окружного суда Калифорнии от имени почти 100 потерявших на инвестициях в EthereumMax свыше $5 млн истцов, чтобы обеспечить столь ошеломительную «прибыльность», создатели EthereumMax недофинансировали пул ликвидности валюты «до такой степени, что мелкие покупки провоцировали огромный рост в цене».
В иске указаны имена пяти «ответчиков-руководителей». Все они, как и Майер, сооснователи EthereumMax, подали встречное ходатайство на отказ в рассмотрении дела. В иске также фигурируют пять «ответчиков-промоутеров»: Ким Кардашьян, Пол Фирс, Антонио Браун, Флойд Мейвезер-младший и Расс Дэвис. Как заявлено в жалобе, суть схемы заключалась в том, чтобы заверить инвесторов в надежности токена «искусственно раздутыми котировками», пока ответчики выводили средства.
Ознакомиться с процессом покупки EthereumMax вкладчикам-новичкам предлагалось в обучающем видео, снятом Майклом Спиром. Сам он является один из пяти ответчиков-руководителей. Однажды Спир баллотировался на должность мэра города Ист-Хейвен в Коннектикуте, но сейчас живет в Техасе. Истцы заявляют, что он ложно представлялся публике независимым участником со стороны, хотя на самом деле был одним из создателей криптовалюты. Какую бы то ни было причастность к созданию токена он отрицает, предъявленные ему обвинения называет «надуманными» и утверждает, что с Дэвисом и Майером не знаком.
Одним из вкладчиков был 35-летний Джош Олин, в прошлом разработчик компьютерных игр, работавший над франшизой Call of Duty. Инвестировать в криптоактивы он стал в начале прошлого года, в процессе вышел на рассылку InRussWeTrust. Он потратил на EthereumMax несколько тысяч долларов и не является участником коллективного иска. По мере того как в первые недели своего существования токен то дорожал, то дешевел, Олин повышал ставки: «Я покупал и покупал ― особенно при падении курса, как все рекомендуют». В итоге на приобретение токена Олин пустил около $100 000.
Более опытные инвесторы заметили ряд тревожных сигналов. Например, перед запуском по EthereumMax не было опубликовано так называемой белой книги (технического обзора токена с обозначением его целей), обычно так заведено для новых криптовалют. Что еще более странно, EthereumMax провел хардфорк (миграцию на новый блокчейн и выпуск новых токенов держателям) менее чем через две недели после запуска. С чего бы совсем недавно созданной криптовалюте осуществлять настолько фундаментальные преобразования так быстро?
Однако некоторые инвесторы успешно забыли про всякие технические аспекты в первые же недели, когда токен стала рекламировать целая толпа знаменитостей. Кроме Кардашьян и других фигурантов иска, валюту продвигали модель и инфлюенсер Эмбер Роуз, рэпер French Montana, владелец ночных клубов Дэвид Гратман, звездный ювелир Эрик Мавани и ресивер НФЛ Джуджу Смит-Шустер. К ним присоединился даже Том Брейди ― публикацию Гратмана с объявлением о том, что два его ночных клуба в Майами начнут принимать EthereumMax в качестве оплаты, спортсмен прокомментировал словами: «Я в деле!!»
В исковом заявлении говорится, что самым влиятельным и высокооплачиваемым рекламным лицом был Флойд Мейвезер, заработавший на продвижении валюты $2,5 млн. В 2018 году его, кстати, уже штрафовали на $615 000 за продвижение другой криптовалютной аферы. 4 июня 2021-го на биткоин-конференцию в Майами боксер приехал в футболке с логотипом EthereumMax. На мероприятии он дал интервью Fox News, а во время пресс-конференции сказал: «Я думаю, что когда-нибудь появится еще одна криптовалюта, настолько же популярная, как биткоин». EthereumMax также стал эксклюзивным способом криптооплаты за просмотр его боя со звездой YouTube Логаном Полом, состоявшимся 6 июня 2021 года, ― об этом создатели токена сообщали даже с рекламных щитов на Таймс-сквер в Нью-Йорке.
В группе на Facebook Дэвис опубликовал свои фотографии с Мейвезером в Лас-Вегасе в день грандиозного поединка и объявил о «долгосрочном соглашении» между EthereumMax, Мейвезером и InRussWeTrust. Однако после того боя боксер криптовалюту больше не рекламировал. Связаться с ним для получения комментария не удалось.
Как и любой другой криптоактив, транзакции EthereumMax заносятся в общедоступный реестр, где передвижения средств между цифровыми кошельками может отслеживать кто угодно. Чтобы убедить вкладчиков в том, что токены никуда не выводятся, Дэвис и Майер опубликовали адреса кошельков, в которых, по их же словам, они держат свои средства. Несмотря на то, что данные, казалось, подтверждают их заверения, Олин все равно счел это подозрительным. Проверяя записи блокчейна, он вскоре отыскал другие кошельки с крупными суммами EthereumMax, с которых средства выводились на самом деле. «Чем больше я вдавался в детали, тем меньше все сходилось, ― объясняет Олин. ― У меня были реквизиты кошельков, владельцы которых, я уверен, находились в тайном сговоре. И куча аккаунтов, которые, я точно знаю, действовали сообща».
По оценке Олина, с мая по август 2021 года десятки кошельков, связанных с кошельком Дэвиса, продали криптовалюты на «десятки миллионов долларов». В иске по EthereumMax говорится нечто похожее: Дэвис начал обналичивать свои «огромные» сбережения токена вскоре после начала промо-кампании. В жалобе приводится 46 адресов кошельков, которые, «по мнению истцов, принадлежат Дэвису либо контролируются им» и «используются для сокрытия его транзакций».
Информацию о выводе средств через тайные кошельки, а также владение всеми указанными в иске кошельками Дэвис отрицает: «Обвинения в накачке и сбросе до того смехотворны, что чуть ли не оскорбительны».
Тем временем, по данным иска, Майеру, как сооснователю EthereumMax, досталось 5,9% всех токенов. Жертвы аферы уточняют, что, покинув команду проекта через две недели после запуска (доля Майера тогда стоила $4,1 млн), он быстро распродал 98% имевшихся активов. Майер говорит, что «как сооснователь не получил ни цента», и настаивает на том, что ничего не продавал вплоть до боя Мейвезера.
Знакомый с историей создания EthereumMax Джей Фэлкон, друг Джованни Пероне, говорит, что Дэвис купил свою долю в криптовалюте «очень-очень рано, чуть ли не в первый же день и за очень маленькие деньги, но вместо того, чтобы помочь развитию проекта, все полностью распродал». Фэлкон не участвует в судебном разбирательстве, но потерял на афере «40 000-50 000» и винит в этом Дэвиса.
Пострадал не один Фэлкон: криптолихорадка EthereumMax прошлась и по Милфорду, откуда родом основатели токена. Новый «интернет-коин» был темой обсуждения на 98 постов в локальной популярной группе на Facebook. Например, Майкл Бакли, пастор христианской церкви Царствия Господнего в Милфорде, признался Forbes, что потерял на мошеннической схеме вложения на сумму $4500, ― о новом токене ему рассказал прихожанин. «Меня одолела человеческая природа и жадность», ― говорит священник.
В июле 2021 года в сообществе читателей InRussWeTrust разгорелся конфликт: Олин тогда стал высказывать возникшие у него подозрения, а Дэвис удалил его из Facebook-группы. Сегодня EthereumMax стоит на 99,5% дешевле, чем в недолгий период пиковых значений в мае прошлого года.
Новый токен Matrix Samurai
38-летняя Стефания Робертс, независимый маркетинговый консультант, начала вкладываться в криптоактивы в 2017 году. Она подписалась на InRussWeTrust вскоре после запуска токена и была одним из его первых инвесторов, но в отличие от Олина продала свои средства на раннем этапе, получив таким образом прибыль в размере нескольких тысяч долларов. Но даже у нее не было никаких шансов перед токеном Matrix Samurai ― к своей новой афере Дэвис приступил в июне 2021-го, в самый разгар лихорадки EthereumMax.
Своим подписчикам Дэвис сообщил о Matrix Samurai в публикации 2 июня 2021 года, назвавшись при этом «самураем-основателем». Три дня спустя он прорекламировал новинку снова, обнародовав удаленную с тех пор белую книгу. Затем, 12 июня, произошла кража. «Я была в Хьюстоне. Коин запустился в субботу примерно в 10:00 утра, а к 10:15 все деньги исчезли, ― вспоминает Робертс. ― У меня в этой валюте было около $20 000, и все пропало».
Matrix Samurai ― это токен, созданный по принципу «резкого выдергивания коврика», когда разработчик вносит в код токена специальную лазейку, позволяющую выводить деньги вкладчика к себе. Определить, сколько именно инвесторы потеряли на этой криптовалюте, очень сложно. Но 12 июня DexTools, интернет-трекер децентрализованных токенов, зафиксировал покупки на $55 млн. В Facebook-группе бывших читателей Дэвиса InRussWeDONTTrust («НЕ верим Рассу») один участник сказал, что потерял $30 000, другой ― $15 000. По расчетам аналитической криптоплатформы Etherscan, на сегодняшний день ничего не стоящие токены Matrix Samurai хранятся на 8130 кошельках.
Какое бы то ни было правонарушение со своей стороны Дэвис отрицает. Сразу же после «выдергивания коврика» он поделился на Facebook данными своего публичного кошелька, с которого у него, по-видимому, исчезло несколько сотен тысяч долларов. «Если я занимаюсь накачкой и сбросом, то точно хуже всех остальных, ведь только и делаю, что теряю деньги», ― сказал Дэвис Forbes. Майер сделал в группе запись, в которой отрицает какое-либо нарушение и объясняет, что «проспал» запуск, поскольку находился в отпуске на Гавайях, ― а потому никаких денег не вкладывал и не терял.
Пару дней спустя Майер возложил вину за произошедшее на недобросовестного разработчика, но Робертс на это не купилась. Как и Олин, она стала отслеживать блокчейн EthereumMax через специальное приложение для анализа кошельков Zerion. «Я буквально месяцами следила за всеми этими кошельками, ― отмечает она. ― Переходила с кошелька на кошелек будто в каком-то лабиринте».
Когда женщина стала высказывать участникам InRussWeTrust собственные подозрения, Дэвис выкинул из группы и ее. «Он заблокировал мне доступ к группе, а потом отправил сообщение. Но к моменту, когда я собралась его прочитать, он его уже удалил».
С момента краха Matrix Samurai Дэвис и Майер активно занимаются новыми криптовалютами. Одно время это был The People's Coin, который Дэвис в эфире телесети Fox Business преподносил как «честный коин для оказания помощи благотворительным фондам». Теперь же в центре внимания ― Challenge Coin, криптовалюта, которая, по заявлениям своих создателей, жертвует 4% от всех транзакций некоммерческим организациям по поддержке американских ветеранов. В июне Fox Business пригласили Дэвиса снова прорекламировать Challenge Coin вместе с Робом О'Нилом, «морским котиком» американского флота, который принимал участие в рейде на дом Усамы бен Ладена в Пакистане и сегодня является промоутером новейшего токена.
«Криптовалюта ― это как любое средство накопления, ― объяснил Дэвис в ответ на вопрос ведущей Марии Бартиромо про то, откуда в Challenge Coin берется стоимость. ― Сколько, по-вашему, стоит бейсбольная карточка? Если она ценна для вас и кто-то хочет за нее заплатить, то в этом и заключается ее ценность».
Перевод Антона Бундина