К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Mastodon против Twitter: куда все побежали от синей птички

Фото Rafael Henrique / LightRocket via Getty Images
Фото Rafael Henrique / LightRocket via Getty Images
С тех пор, как бразды правления в Twitter взял на себя Илон Маск, социальная сеть Mastodon значительно выросла, но она все еще остается крошечным сообществом с запутанным интерфейсом и скудными ресурсами. Однако для пользователей, уставших от неразберихи в Twitter, все эти неудобства могут оказаться не багом, а фичей

За последние две недели, пока богатейший человек мира Илон Маск обустраивался в штаб-квартире Twitter, другие популярные пользователи объявили о своем уходе с платформы. Комедийная актриса Кэти Гриффин, телесценарист и продюсер Дэвид Слэк, кинопродюсер Джереми Ньюбергер ― все сказали, что уходят из Twitter в другую соцсеть: Mastodon.

Журналист Кейси Ньютон, который не проявляет никакой активности на Mastodon с 2017 года, говорит, что теперь количество подписчиков на платформе растет. И не у него одного. С тех пор, как Маск выкупил Twitter, сеть Mastodon фиксирует увеличение числа пользователей на 55%. Звучит здорово, если не вспомнить, что совокупная аудитория сервиса составляет около 655 000 пользователей, ― или менее 0,3% от 238 млн «населения» Twitter.

Mastodon представляет собой децентрализованное программное обеспечение, построенное на открытом коде, и, по мнению некоторых экспертов, платформа имеет огромный потенциал для тех, кому хочется убежать из Twitter. Но пока площадка находится на раннем этапе развития, и здесь полно сложностей. В соцсети меньше инфлюенсеров первой величины, чем на других сервисах, не говоря уже о запутанном интерфейсе, из-за которого создать аккаунт ― иногда целое приключение. И пусть Twitter уволит 50% штата численностью 7500 человек, все равно останется 3750 сотрудников, то есть на 3749 больше, чем у Mastodon, ― для управления различными аспектами сервиса компания пока полагается на добровольцев.

 

Запущенный в 2017 году Mastodon нельзя назвать интернет-площадкой в привычном смысле. Сервис предоставляет программное обеспечение с открытым кодом, которое можно использовать для запуска других социальных сетей. Так что хоть по функционалу он и схож с Twitter (за исключением того, что пользователи здесь не твитят, а «трубят»), по структуре он ближе к Reddit. Mastodon имеет 3000 серверов, каждый со своими собственными настройками приватности, командой модераторов контента и правилами сообщества. Пользователи на разных серверах могут общаться друг с другом, но владение серверами распределено между некоммерческими организациями, частными лицами и любителями таким образом, чтобы ни одна сторона не контролировала всю сеть целиком.

Когда пользователи хотят попробовать Mastodon, они могут присоединиться к серверу по своим интересам или региону. Среди серверов есть такие как mastodon.green («позитивное сообщество о климате преимущественно (не необязательно) для людей из стран ЕС»), mastodon.lol («сообщество дружелюбно настроенное к антифашистам, членам сообщества ЛГБТК+, хакерам и прочим») и nerdculture.de («не только для ботаников, но домен на самом деле крутой») и многие другие.

 

Генеральный директор некоммерческой организации, 29-летний Юджин Рочко, начал работу над Mastodon в 2016 году (проект он назвал в честь американской хеви-метал-группы), пока учился в Йенском университете имени Фридриха Шиллера в Германии. Тогда он проводил очень много времени на сервисе микроблогов и начала замечать, что ему не по душе некоторые изменения. «Twitter устраивал меня все меньше и меньше, ― как компания, так и платформа, ― признается Рочко Forbes. ― Так я понял, что способ моего самовыражения в онлайне слишком важен, чтобы находиться в руках одной-единственной корпорации, которая может делать с ним все, что ей только заблагорассудится».

Юджин Рочко (Фото DR)

Недовольство социальной сетью Twitter среди пользователей Mastodon очень серьезное, а поток новеньких все прибывает и прибывает. В трендах на платформе хэштег #twittermigration («Twitter-миграция»), пользователи обсуждают, как поменяли старую платформу на новую. Кто-то притворился, что не слышал о потенциальной платной верификации в Twitter за $8: «Поставлю дурацкую галочку рядом со своим именем и покажу, что пожертвовал деньги на Mastodon (больше чем $8) в поддержку #twittermigration». Другой писал об увольнениях в Twitter: «У людей дистанционно стирают данные с ноутбуков и отзывают логины еще до того, как им официально объявляют о сокращении. Большой бизнес ― старая жестокая игра, но уровень хладнокровия зашкаливает. #twittermigration #Twitter». 

На вопрос о том, что Рочко думает о приходе в Twitter Маска, он отвечает, что заметил всплеск расистских ругательств и языка вражды на платформе уже через несколько часов после прихода миллиардера: «Дела там обстоят неважно. Не уверен в его лидерских навыках».

 

При этом радужных перспектив пока не наблюдается и у Mastodon. Рочко является единственным сотрудником платформы, а это означает дополнительное давление на него самого и серверы, которыми он управляет, ― особенно на самый популярный под названием mastodon.social. «Это создает огромную нагрузку и провоцирует большие задержки с нашей стороны, а для решения проблемы необходимо более мощное аппаратное обеспечение, ― поясняет основатель соцсети. ― В идеале люди должны распределиться по всем этим различным серверам».

Площадке Mastodon очень далеко до популярных социальных сетей, считает журналист Гергель Орос, пишущий о разработке программного обеспечения. Он был свидетелем того, как любители технологий мигрировали в Mastodon на протяжении нескольких лет и как резко все ринулись туда после приключений Маска с Twitter. Тем не менее, новые пользователи Mastodon нередко понятия не имеют, какой у платформы функционал, и расстраиваются из-за сложной структуры, ведь она разительно отличается от универсального подхода, которым руководствуется Twitter. Наличие на платформе множества мест для обсуждения было частью замысла Рочко, по которому Mastodon станет более доступным для широкой публики. Однако пользователи все равно теряются.

«Все строится на зыбком утопическом понятии свободы, но на практике недоумевающие пользователи пытаются разобраться, куда делись друзья, переключившие серверы, и как можно предотвратить появление подражателей на других серверах», ― рассказывает Дейв Хоффман, переставший пользоваться платформой именно по этим причинам.

Также случаются недоразумения с теми, кто хочет зарегистрироваться на конкретном сервере, но в итоге выясняется, что он больше не принимает новых пользователей, так как хочет оставаться малым сообществом. Бывают и жалобы на отсутствие функций, которые есть в Twitter, но нет в Mastodon, например, создание списков, предложения подписаться на новых людей и поиск по публикациям отдельного пользователя.

Давняя пользовательница платформы Хизер Флауэрс, считающая Mastodon своим главным онлайн-ресурсом, уверена, что децентрализованный характер так называемой «федерализованной вселенной» (группы приложений социальных сетей, работающих по таким же принципам децентрализации (fediverse) как Mastodon) делает ее хрупкой и крайне нестабильной. «Один лишь факт того, что у вас есть аккаунт, делает вас объектом прихотей администраторов вашего сервера, ― убеждена она. ― Если администратор вашего сервера поссорится с администратором другого сервера, вас внезапно призывают на перепалку между вашим сервером и чужим».

 

Еще одна трудность для масштабирования бизнеса Mastodon: по сравнению с Twitter социальная сеть располагает слишком скромными ресурсами. Вместо того, чтобы полагаться на капитал инвесторов, платформа выживает за счет пожертвований, краудфандинга, спонсорства и грантов. Рекламы на площадке нет, а потому сервис не собирает никаких пользовательских данных. Однако его бережливость говорит и о том, что нет действенного способа увеличить доходность, как это сейчас делают другие площадки. Но в будущем технологию можно монетизировать, если отдельные люди или предприятия будут взимать плату за хостинг аккаунтов на своих серверах.

С учетом всех сложностей перспектива того, что Mastodon скоро заменит Twitter, представляется весьма туманной. Зато давним пользователям Twitter, которым надоел громкий и беспорядочный дискурс сервиса с синей птичкой, Mastodon может дать нечто лучше замены ― необходимую как никогда передышку.

Роберт Гейл, директор по исследованиям в области цифрового управления при Йоркском университете в Канаде, изучает альтернативные социальные сети уже 10 лет, из которых пять пользуется сетью Mastodon. Он полагает, что Mastodon и другие приложения в «федерализованной вселенной» рассчитаны на то, чтобы контроль системы распределялся по всем серверам, каждый узел был меньше и ими можно было проще управлять, ― это позволит сделать модерацию контента гораздо эффективнее и прозрачнее. «В структуре есть что обсудить, ― и таких аспектов гораздо больше, чем у бездумного ретвита», ― рассуждает эксперт.

«Twitter ― центральная локация. Окруженный стенами сад», ― отмечает Тинкер Секор, исследователь в сфере безопасности, зарегистрировавшийся в Mastodon в 2017 году. По его словам, люди приходят на молодую платформу, потому что общение здесь происходит не за счет «алгоритма агрессии». «Разговоры здесь более цивилизованные, спокойные и искренние», ― убежден специалист.

 

Переход Twitter в руки Маска дал Mastodon крайне необходимый толчок к развитию. Но Рочко хотелось бы, чтобы «федерализованная вселенная» ширилась и разрасталась. Изменения в Twitter под руководством Маска вселяют в создателя децентрализованной соцсети оптимизм и надежду на то, что все это подтолкнет людей к переходу в систему Mastodon, где можно будет испытать другой вид социальных сетей.

«Те, кто за минувшие годы пришел к нам, всегда называют Twitter «адским местечком», ― заявляет Рочко. ― Решение не в том, чтобы сделать копию Twitter без Илона Маска. Ключ ко всему ― создание совершенно иной парадигмы социальных сетей».

Перевод Антона Бундина

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+