Увольнения, упадок морального духа и пожар: FT рассказала о проблемах Arrival
Британский стартап Arrival, основанный россиянином Денисом Свердловым, столкнулся с упадком морального духа сотрудников после массовых увольнений, проблемами на производстве и недовольством инвесторов, утверждают источники FT. Как пишет газета, Свердлов, узнав об утечке, обвинил общавшихся с журналистами сотрудников в «предательстве»
Британский производитель электрофургонов Arrival, основанный россиянином Денисом Свердловым, в последнее время столкнулся с целой чередой неудач, написала Financial Times со ссылкой на информированные источники, в том числе в самой компании.
Две недели назад в некоторых подразделениях Arrival объявили о массовых увольнениях, после чего моральный дух сотрудников упал до «дна», рассказали собеседники газеты. Компания объяснила увольнения необходимостью сократить расходы. Несмотря на эту потребность, в какой-то момент она предложила расширить офис на Маврикии, где у одного из руководителей есть родные, и разрешить летать на тропический остров и работать оттуда по несколько недель в году, утверждают источники FT. Сами увольнения происходят неравномерно: они «значительны» среди сотрудников в Великобритании и не затронули сотню разработчиков софта, переехавших из России в Грузию, пишет издание.
Низкий моральный дух привел к краже инструментов с одной из площадок компании и утечке коммерческой информации, отметили собеседники издания.
Некоторые из них также высказали сомнения в стратегии использования высокоавтоматизированных микрофабрик для сборки машин, которой придерживается Arrival, пишет FT. В сентябре стартап выпустил первый электрофургон на микрофабрике в Англии. Свердлов назвал это важной вехой на пути к запуску серийного производства и отметил, что в новом методе не использовалась традиционная сборочная линия. По словам источников FT, в действительности фургон был собран, в основном, вручную.
После того, как издание обратилось к Arrival за комментариями, Свердлов разослал сотрудникам письмо (FT ознакомилась с его текстом), в котором отметил, что подобные утечки информации «обрубают все, чего мы достигли». «Это предательство и я не понимаю, как тот, кто это сделал, может с этим жить», — подчеркнул основатель Arrival. Стартап признал, что некоторые уволенные сотрудники могли остаться недовольными, но подчеркнул, что работу сохранило «ядро мотивированных и увлеченных сотрудников».
На просьбу прокомментировать сообщения о том, что первая модель фургона не была собрана на автоматизированном конвейере, Arrival сообщил, что роботы использовались, как и планировалось, а вручную пришлось выполнять лишь часть операций — например, установку проводки.
Arrival также сталкивается с другими проблемами на производстве, утверждают собеседники FT в компании или близкие к ней. Стартап ранее отказался от планов продавать электрофургоны в Европе и отложил разработку электроавтобусов и автомобилей, чтобы сэкономить деньги. Теперь Arrival предстоит разработать модель электрофургона для США, так как европейская модель не подходит для американского рынка. Для создания новой, более крупной машины и прохождения испытаний в США потребуются годы, отметили три собеседника FT. На это налагаются и другие проблемы. В сентябре электрофургон Arrival загорелся во время демонстрации крупнейшему клиенту компании — UPS. В результате никто не пострадал.
При всем этом в Arrival непублично начали работать над новым проектом, пишет FT со ссылкой на презентацию для сотрудников, которая оказалась в распоряжении издания. Проект нацелен на создание грузового или пассажирского самолета. Это «любимый проект» Свердлова, отметили источники FT. В 2020 году над ним работали 26 человек, а расходы на исследования и разработки составили 2,3 млн фунтов ($2,6 млн), пишет газета.
Все это беспокоит инвесторов. По словам двух собеседников издания, президенту Arrival Авинашу Ругобуру пришлось летать в Сан-Франциско для встречи с главным из них — BlackRock. А розничные инвесторы стали без предупреждения появляться на площадке стартапа в Англии.
FT напоминает, что когда-то Arrival оценивалась в $15 млрд, а сейчас — в $444 млн. «Проблема этой компании в том, что она перепутала желание и план. Они попытались откусить больше, чем могли прожевать», — отметил один из источников издания.