Как изменится бизнес «Вымпелкома» после ухода иностранного акционера
Нидерландский телеком-холдинг Veon (владеет украинским оператором «Киевстар», казахстанским Izi, пакистанским Jazz и другими активами) начал поиск покупателя на свой российский бизнес — компанию «Вымпелком», которая предоставляет услуги под брендом «Билайн». Через похожие процессы на российском рынке уже прошло множество компаний, имеющих иностранные холдинговые структуры, отметил представитель «Вымпелкома». Veon на 47,9% принадлежит LetterOne основателей «Альфа-Групп», на 8,3% — голландской компании The Stichting, остальные акции находятся в свободном обращении. После начала «спецоперации»* России на Украине сооснователи «Альфа-Групп» Михаил Фридман и Петр Авен попали под персональные санкции ЕС и Великобритании. После этого они покинули свои посты в «Альфа-Групп» и LetterOne. В марте Фридман рассказывал, что находится «практически под домашним арестом», поскольку ему заморозили счета.
Как после продажи «Вымпелкома» изменится бизнес Veon и его российской «дочки»?
Причины продажи
Из-за того, что Veon — иностранная компания, «Вымпелком» может столкнуться с проблемами как со стороны российских, так и зарубежных регуляторов, говорит управляющий директор департамента по работе с акциями УК «Система Капитал» Константин Асатуров. По его словам, сделка выглядит больше номинальной, так как в качестве основного покупателя актива называется российский менеджмент.
Veon действительно собирается передать «Вымпелком» российским топ-менеджерам — гендиректору Александру Торбахову и бывшему исполнительному вице-президенту «Вымпелкома» Виктору Бирюкову, писал Forbes со ссылкой на источник, близкий к руководству оператора. Источник «Коммерсанта» также считает, что компанию могут отдать российскому топ-менеджменту.
Представитель «Вымпелкома» сообщил, что на компанию наложили множество различных регуляторных ограничений, из-за этого оператор находится в менее выгодном положении по сравнению с другими игроками телеком-рынка. Так, в России с 2023 года в госзакупках не смогут участвовать компании, у которых более 10% прямого или косвенного иностранного владения. Для «Вымпелкома» по просьбе Минцифры сделали исключение — отодвинули нововведение на 2024 год, но проблему это не решило, говорит гендиректор аналитического агентства Telecom Daily Денис Кусков. По его словам, поскольку рынок сотовой связи не растет, единственный способ для операторов наращивать выручку — выполнять госзаказы.
Как пройдет сделка
Если Veon продаст «Вымпелком» менеджменту, то нидерландская компания может оставить за собой право выкупить актив в течение некоторого времени, считает Кусков из Telecom Daily.
Если произойдет передача актива местному менеджменту, общая стратегия компании в России не изменится, говорит аналитик ИК «Велес Капитал» Артем Михайлин. «Конкретнее нужно будет смотреть, когда станут известны подробности вроде структуры сделки и заинтересованных сторон», — добавил Михайлин.
Управляющий партнер венчурного фонда Typhoon Digital Development (в него входил разработчик платформы для создания виртуальных операторов «Тве-Телеком») Олег Братишко считает, что Veon заранее готовилась к продаже российского актива: в I квартале 2022 года она объявила, что бизнес в России обесценился на $449 млн. «Veon показывает рынку, что готов продать российский бизнес по приемлемой цене», — считает он.
По словам Братишко, компания Veon до 2020 года рассчитывала продать «Вымпелком» в России за $3 млрд, но покупателя за такие деньги не нашлось. У «Билайна» на протяжении нескольких лет снижалась абонентская база, поэтому сейчас Veon может просить за свой актив $2 млрд, полагает Братишко. «Даже за такие деньги быстро найти покупателя не получится», — считает он. В Veon не прокомментировали оценку актива.
Как изменится бизнес «Вымпелкома»
Если «Вымпелком» останется у российского менеджмента, значительных изменений в его бизнес-стратегии не произойдет — компания сможет существовать и без привлечения дополнительных инвестиций, считает гендиректор аналитического агентства «ТМТ Консалтинг» Константин Анкилов.
У «Вымпелкома» рентабельный бизнес, поэтому ему не нужен сторонний инвестор, согласен управляющий директор s20 Capital Антон Чуйков. В 2020 и 2021 годах свободный операционный денежный поток составлял 38 млрд рублей в год, и сейчас компании не нужны крупные вложения в развитие своей сети, отметил он.
Даже в случае смены стратегии «Вымпелкома» сделка не повлияет на абонентов — оператор не сможет повысить тарифы, потому что работает в условиях ограничений Федеральной антимонопольной службы (ФАС) и жесткой конкуренции с другими операторами, пояснил Анкилов.
Выход Veon из капитала «Вымпелкома» пойдет на пользу российскому бизнесу, считает Братишко. По его словам, участие международного акционера вносило сложности: российскому менеджменту приходилось согласовывать свои решения на уровне совета директоров Veon, а видение стратегического развития у них зачастую не совпадало.
«Появлялись ограничения по операционке, инвестициям в инфраструктуру», — перечисляет собеседник Forbes. По его словам, «Вымпелком» был бюрократической и тяжело управляемой структурой. Если эти процессы отдадут на откуп российскому руководству, это поможет сократить разрыв с другими операторами, отметил он.
Российский сегмент очень важен для Veon — здесь генерируется значительная часть EBITDA (почти половина) и денежного потока, говорит Михайлин из ИК «Велес Капитал». «Мы полагаем, что Veon может переписать заметную часть своего долга на российскую «дочку», чтобы сохранить прежние экономические параметры или даже улучшить их», — полагает аналитик.
Что будет с бизнесом Veon
После продажи основной части бизнеса Veon у него останутся активы в Бангладеш, Пакистане, Украине, Казахстане и Узбекистане, говорит Михайлин. Эти активы прибыльные и также совокупно генерируют неплохой объем EBITDA, отметил он. По словам аналитика, если речь будет идти о безденежной передаче «Вымпелкома» менеджменту, актив через какое-то время может вернуться в Veon. А если последует продажа другим участникам, полученные средства Veon может использовать на приобретение дополнительных активов в странах присутствия или новых локациях, добавил он.
Попытки продать
Последние несколько лет СМИ периодически сообщали о планах Veon продать «Вымпелком». В середине октября 2022 года «Известия» писали со ссылкой на источники, что «Вымпелком» может стать компанией с полностью российским капиталом. Один из собеседников издания указывал, что, кроме продажи различным российским структурам, «Вымпелком» могут передать «заслуживающей доверия отечественной компании с фиксацией права обратного выкупа в течение определенного срока».
О том, что Veon вел переговоры о продаже «Вымпелкома» государственному «Ростелекому», в 2019 году сообщало агентство Bloomberg. Нидерландская компания хотела получить большую сумму, чем был готов заплатить «Ростелеком», из-за этого сделка не состоялась, отмечали собеседники агентства. Тогда Bloomberg писал со ссылкой на аналитическую компанию Sova Capital, что российское подразделение оценивается в $6,8-8,5 млрд.
* Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением», либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.