К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Выживают на свои: почему инвесторы теперь неохотно дают деньги стартапам

Фото Getty Images
Фото Getty Images
После бума инвестиций в проекты под обещание фантастического роста венчурные фонды охладели к стартапам, которые не зарабатывают деньги. Некоторые сделки инвесторы готовы финансировать по сниженной оценке, однако это невыгодно стартапам — теперь им приходится урезать расходы, выходить на зарубежные рынки и «растягивать» средства от предыдущего раунда

Выжидательная позиция

Разработчик и производитель роботизированных протезов, компания «Моторика» в последний раз привлекала инвестиции в январе прошлого года — 300 млн рублей от Российского фонда прямых инвестиций (РФПИ) и Дальневосточного фонда высоких технологий (ДФВТ). «Следующий раунд, скорее всего, будет в 2023 году», — рассказал Forbes основатель проекта Илья Чех. По его словам, изначально компания планировала привлечь финансирование раньше, но сейчас «зарубежные инвесторы недоступны».

Ситуация, когда планы по привлечению финансирования приходится откладывать, не уникальна на российском венчурном рынке, рассказали опрошенные Forbes инвесторы, стартаперы и эксперты. 

Российский венчур всегда был не слишком активный, а сейчас стартаперы стараются «растянуть» имеющийся кеш на как можно более долгий срок, чтобы не привлекать новый раунд, говорит топ-менеджер венчурного фонда, у которого есть несколько российских компаний в портфеле. По его словам, сейчас компаниям сложнее привлечь инвестиции, так как основатели не хотят снижать оценку, а инвесторы не хотят давать деньги на прежних условиях, потому что оценки компаний упали. В результате стартапы пытаются сокращать расходы, выходить на зарубежные рынки, искать деньги у российских  инвесторов, отметил собеседник Forbes. По его словам, российские портфельные компании фонда в ближайшее время не собираются поднимать новые раунды: «Все пытаются выживать на свои, чтобы не ходить по рынку с протянутой рукой». 

 

Если зрелые компании, особенно прибыльные, могут замедлить рост и не привлекать деньги, то проектам с убыточной экономикой сейчас очень сложно, говорит основатель аналитической платформы Dsight Арсений Даббах. При этом сроки между раундами на поздних стадиях могут составлять и 18 месяцев, и 24 месяца, добавил он.

«Фандрайзинг действительно усложнился для компаний, которые жгут много денег и не могут показать операционную эффективность», — говорит сооснователь сервиса кикшеринга «Юрент» Андрей Азаров. Это не российский, а скорее даже мировой тренд венчурной зимы, отмечает он. При этом, по словам Азарова, в России к компаниям, которые способны быть операционно прибыльными и при этом показывать хороший рост, «стоит очередь из инвесторов». В нынешних обстоятельствах почти никто не готов давать деньги убыточным проектам, подчеркнул предприниматель. 

 

«Сейчас нет предсказуемости получения венчурных денег, многие фонды приостановили деятельность и заняли выжидательную позицию», — говорит управляющий директор фонда «Восход» (основной акционер — «Интеррос» миллиардера Владимира Потанина) Константин Гибало. При этом вырасти стартапу без инвестиций практически невозможно: если даже есть операционная прибыль, она уходит на текущую деятельность, но не на развитие. По словам Гибало, раньше фонд исходил из того, что последующий раунд будет в среднем через год. «Сейчас это может быть и два года. На практике это означает, что мы даем больше денег в нашем раунде, но с более консервативной оценкой либо акцентируем внимание на повышении эффективности бизнеса», — отметил управляющий директор «Восхода».

Тенденцию подтверждает и основатель международного фонда. По его словам, общий объем инвестиций в стартапы в мире снизился почти в два раза, а средний чек вырос примерно на столько же. «Получается, что во всякое фуфло уже не инвестируют: проходит более качественный отбор проектов на более поздних стадиях», — заявил он. По словам собеседника Forbes, в 2021 году венчурные фонды подняли рекордное количество денег от инвесторов и обратно отдавать их не будут. «У фондов есть жизненный цикл, и им нужно в первые четыре года сделать первоначальные инвестиции. Год уже прошел, значит, остался год или полтора, чтобы потом еще успеть проинвестировать деньги в сжатые сроки», — рассуждает основатель международного фонда. Поэтому стартапам нужен runway (период времени до того момента, когда закончатся деньги) на 18 месяцев, чтобы дожить до этого прекрасного будущего, заключил он.

Рынок инвестора

Не только в России стартапы испытывают проблемы с привлечением денег. Самый дорогой стартап Индии Byju’s, который в общей сложности привлек $5,7 млрд и оценивается сейчас в $22 млрд, испытывает проблемы с ликвидностью. В образовательный стартап, который предлагает онлайн- и офлайн-курсы как для дошкольников, так и для поступающих в вузы, инвестировали миллиардер Юрий Мильнер, основатель Facebook (принадлежит Meta, которая признана экстремистской и запрещена в России) Марк Цукерберг, известные фонды Tiger Global, Sequoia Capital, китайский гигант Tencent и др. В сентябре Byju’s в своей финансовой отчетности за 2021 год, которая вышла с опозданием на несколько месяцев, сообщил о росте убытков. Общий убыток за 2021 финансовый год составил 4,588 млрд рупий, что в 19,8 раза больше, чем в 2020 году. В октябре 2022 года издание Moneycontrol написало, что Byju’s уволит 2500 сотрудников, чтобы сократить расходы на фоне растущих убытков. Несмотря на то, что через неделю после этой новости Byju’s привлекла $250 млн по оценке $22 млрд, инвесторы оценили проект в $11–12 млрд после публикации финансовой отчетности, но компания отказалась от сделки на таких условиях.

 

В июле на 85% упала оценка шведского финтех-стартапа Klarna: он привлек $800 млн исходя из стоимости $6,7 млрд. За год до этого, в июне 2021 года, компания оценивалась в $45,6 млрд. 

Издание The Information рассказало в октябре, что в этом году инвесторы вкладывают деньги в стартапы при условии возврата им инвестиций с премией в случае закрытия стартапа. Еще в 2020–2021 годах такая схема была редкостью, так как венчурные фирмы активно конкурировали за возможность вложить деньги в «горячий» стартап. «В 2021 году существовала идея, что, если вы не заплатите за высокую оценку, это сделает кто-то другой, и вы проиграете. Это была эйфория. И это не имело ничего общего с реальностью», — цитирует издание юриста международной фирмы Foley & Lardner LLP Луи Лео. 

Но маятник качнулся в обратную сторону — инвесторы стали более осторожными. По данным Crunchbase, в III квартале 2022 года инвестиции в стартапы упали на 52%, до $81 млрд по сравнению с аналогичным периодом 2021 года. Лео из Foley & Lardner LLP заявил The Information, что две трети стартапов на средней и поздней стадиях, с которыми он работал в этом году, имели двух-трехкратные ликвидационные привилегии (liquidation preference), что означало, что их инвесторы получили бы возврат вложенных средств в двойном или тройном размере при закрытии проекта. Инвесторам настолько нравятся новые условия, что они готовы вкладываться в проекты по оценке равной или выше, чем при последнем раунде, несмотря на трудности, которые испытывает бизнес. 

Однако для компаний привлечение денег в новом раунде по более высокой оценке является признаком доверия инвесторов к их бизнесу, отмечает издание. «Это может быть хорошим сигналом для рынка, даже если под капотом окажется, что оценка компании на самом деле снизилась», — сказал The Information партнер юридической фирмы Lowenstein Sandler Эрик Вайнер. 

Издание приводит в пример стартап для экспресс-доставки продуктов Jokr, который находится в стадии привлечения инвестиций по более высокой оценке, чем в предыдущем раунде. При этом убытки компании в августе составили $8 млн, а ежемесячные траты — $10 млн при выручке примерно $12 млн в месяц. Несмотря на это, инвесторы обсуждают инвестиции в $50 млн в раунде C по предварительной оценке в $1,3 млрд по сравнению с оценкой $1,2 млрд в раунде B в 2021 году. Инвесторы, которые вложат деньги в новом раунде, получат ликвидационные привилегии, равные 1,4, что означает, что им гарантирован возврат их первоначальных инвестиций плюс 40% сверху при продаже или ликвидации стартапа.

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+