«Сберавтотех» и «Камаз» подготовились к тестированию беспилотных фур на дорогах
Три модели беспилотных грузовиков подготовили для тестирования на автодорогах общего пользования российские разработчики — «Сберавтотех» и «Камаз». Однако их заявки на создание экспериментальных правовых режимов не утвердило правительство. Такой режим в России был утвержден в январе только для одной из структур «Яндекса»
«Сберавтотех» и «Камаз» готовы начать тестирование трех беспилотных грузовиков на дорогах общего пользования, но их заявки на создание экспериментальных правовых режимов (ЭПР) не утвердило правительство. Об этом сообщают «Ведомости» со ссылкой за заместителя министра транспорта Дмитрия Баканова.
По словам источника в одной из компаний, занимающихся разработкой беспилотников, к тестированию готовы два автомобиля, произведенные «Сберавтотехом», и один — «Камазом». «Сберавтотех» ожидает принятия соответствующего документа правительством в течение месяца, сообщил «Ведомостям» представитель компании. Парк легковых беспилотных автомобилей «Сберавтотеха» насчитывает сейчас 180 машин, добавил он.
ЭПР для беспилотного и грузового и пассажирского транспорта с участием «Сберавтотеха» рассчитан на три года. Планировалось, что участниками этого ЭПР станут «Яндекс.Испытания», «Газпромнефть-снабжение» и петербургский «Старлайн». Позже к проекту ЭПР присоединился московский стартап BaseTracK, уточнил представитель «Сберавтотеха». Из проекта постановления Минэкономразвития следует, что ЭПР предполагает возможность коммерческой эксплуатации беспилотников «для целей перевозки грузов, пассажиров и багажа по дорогам общего пользования» в 41 российском регионе.
Представитель «Камаза» ранее заявлял, что в 2022 году компания передаст один грузовик для проекта беспилотного логистического коридора. Он должен заработать на скоростной автодороге M11 (Москва — Санкт-Петербург) в 2024 году. В проекте «Камаза» подтверждали участие компании «Старлайн», «Глобалтрак лоджистик», «Магнит», Х5 Logistics, а в качестве оператора инфраструктуры была выбрана госкомпания «Автодор». Представитель «Камаза» сообщал, что компания в 2022 году передаст для проекта один беспилотник, в 2023-м — 5 машин, в 2024 году – 50.
Представитель Минэкономразвития сказал, что проект постановления о создании ЭПР с участием «Камаза» был внесен в правительство 29 августа. Заявка на установление ЭПР по предложению «Сберавтотеха» находится на стадии согласования. По словам представителя министерства, проекты отличаются масштабностью: это более 40 регионов с возможностью гибко менять районы эксплуатации внутри выбранных регионов. «Все перечисленные факторы тщательно изучаются федеральными органами исполнительной власти и высшими органами власти субъектов РФ, на территории которых предполагается установить ЭПР, что требует времени», — объяснил он.
В сфере беспилотного транспорта в России сейчас действует только ЭПР для одной из структур «Яндекса» — «Яндекс.Испытаний». Этот ЭПР был принят в январе 2022 года, он дает право «Яндексу» оказывать услуги такси с помощью беспилотных автомобилей на 18 улицах Москвы, а также на территории «Сколково», в Иннополисе и центре «Сириус» в Краснодарском крае. В «Сколково» и Иннополисе могут эксплуатироваться полностью беспилотные такси, на других территориях на пассажирском сиденье обязан находиться инженер. В парке компании в России около 140 беспилотных автомобилей, сказал представитель «Яндекса».
По словам руководителя отдела разработок «Старлайна» Ильи Никифорова, действие постановления правительства, которое разрешало беспилотным автомобилям проводить испытания на дорогах общего пользования, закончилось, а ЭПР до сих пор не подписан. Это серьезное ограничение, сказал он. Руководитель департамента разработки беспилотных транспортных средств компании Cognitive Technologies Юрий Минкин считает, что беспилотные грузовики сейчас можно тестировать только на закрытых территориях, где нет хаотичного дорожного движения. По его словам, ни у одной компании сейчас нет технологии, которая позволила бы грузовикам ездить по дорогам общего пользования. Собеседник уточнил, что для создания такой технологии потребуется еще минимум пять лет.
Массовое коммерческое освоение беспилотного грузового транспорта — это вопрос 10–15 лет, отметил исполнительный директор Консорциума предприятий в сфере автомобильных электронных приборов и телематики Дмитрий Корначев. По его словам, наибольшие шансы на успех — у стран с высокой централизацией экономики, например, России и Китая. Источник в крупной IT-компании сказал, что больше других в беспилотных грузоперевозках преуспели Китай и США, и назвал беспилотники американских Waymo, Aurora и китайских Pony.ai и TuSimple. «Беспилотные грузовики массово случатся раньше, чем роботакси, потому что езда по прямому шоссе сильно проще, чем в городе», — сказал он.