Юристы оценили возможность использования распознавания лиц для поиска уклонистов
Закон не препятствует использованию систем видеонаблюдения и распознавания лиц для розыска людей, в том числе мобилизованных, заявили опрошенные «Коммерсантом» юристы. В то же время источники газеты считают, что сейчас из-за низкой цифровизации военкоматов и отсутствия нужных реестров поиск уклонистов с помощью камер возможен в теории, но не на практике
Юристы, опрошенные «Коммерсантом», оценили возможность использования систем видеонаблюдения и распознавания лиц для поиска уклонистов от частичной мобилизации. Ранее о задержании уклонистов с помощью систем распознавания лиц сообщали Telegram-каналы Shot и «Осторожно, новости».
Принципиального запрета на использование этих технологий для идентификации и розыска людей в законодательстве нет, отметил заведующий бюро адвокатов «Де-юре» Никита Филиппов. «Учитывая, что деятельность по розыску мобилизованных граждан осуществляется на основании 144-ФЗ (Об оперативно-розыскной деятельности. — Forbes), полномочия органов внутренних дел могут охватывать и подобные мероприятия»,— допускает он.
«Теоретически система распознавания лиц может работать с целью поиска мобилизованных, но не любых. Скорее всего, речь идет о тех, кто скрывается от призыва и в отношении которых возбуждено уголовное дело», — в свою очередь считает партнер юридического агентства Kaminskiy, Stepanov & Partners Кирилл Степанов. В случае объявления в России военного положения, по его мнению, системы видеонаблюдения и распознавания лиц в городах могут направить на обеспечение контроля за населением и установление местонахождения лиц. Наиболее вероятным развитием событий может стать снятие требований о получении санкции суда для запроса сведений, подпадающих под тайну переписки, а также ограничение права на неприкосновенность жилища, добавил Филиппов.
Сейчас же «у правоохранительных органов достаточно обычных ресурсов для поиска всех, кто им нужен. И первый в ряду этих ресурсов — абсолютно легальный доступ по всем базам данных, системам распознавания лиц и установления местоположения абонентов мобильной связи», заявил «Коммерсанту» основатель сервиса разведки утечек данных и мониторинга даркнета DLBI Ашот Оганесян.
В свою очередь, источники газеты усомнились в возможности использования видеонаблюдения для массового поиска уклонистов. Главная проблема — отсутствие централизованных цифровых баз данных запасников и бюрократическая волокита, заявил источник, знакомый с особенностями организации работы системы «Безопасный город». По его словам, для поиска конкретных людей с помощью камер требуются фотографии в высоком разрешении с привязкой к персональным данным. «По идее, фотографии запасников есть только у военкоматов, но они не в цифровом, а в аналоговом виде. Как военкоматы смогут собрать и систематизировать такие данные?» — отметил собеседник «Коммерсанта».
С ним согласен другой собеседник издания, знакомый с техническими и юридическими нюансами работы городских систем видеонаблюдения. По его словам, сегодня каких-либо реестров уклонистов с набором необходимых данных для их поиска через системы распознавания лиц не существует. «Чтобы сотрудники полиции получили санкционированный доступ к столичной системе видеонаблюдения и смогли с ее помощью найти человека, необходимо, чтобы этот человек был в базе данных разыскиваемых лиц», — заявил он. Впрочем, «пока никто не знает, что будет завтра», добавил источник.
В департаменте информационных технологий Москвы не ответили на вопрос «Коммерсанта» о том, используется ли система распознавания лиц для поиска уклонистов, и посоветовали обратиться в правоохранительные органы. В МВД на запрос не ответили.