Московским стартапам предложили субсидии на поставку товаров для нужд «спецоперации»
Технопарк «Строгино» предложил финансовую поддержку компаниям-резидентам, которые смогут поставлять продукцию для нужд «специальной военной операции»*. Об этом Forbes рассказал сотрудник одной из компаний-резидентов, который получил такое сообщение от пресс-службы технопарка в мессенджере WhatsApp. Другой резидент «Строгино» подтвердил Forbes, что также получил подобное предложение от технопарка. Forbes ознакомился с предложением. «С целью поставок продукции для нужд СВО планируется ввести финансовую поддержку компаниям, производящим востребованную продукцию», — следует из него.
Технопарк попросил резидентов заполнить таблицу, в которой нужно указать, какую именно продукцию производит компания, готов ли стартап ее поставлять для нужд «спецоперации» и в каком объеме. Также технопарк попросил резидентов определить условия расширения поставок и объем финансирования.
По словам одного из получателей письма, оно поступило в технопарк из столичного департамента предпринимательства и инноваций мэрии Москвы. Подготовку соответствующего письма и таблицы в этом ведомстве подтвердил источник, близкий к мэрии Москвы.
В технопарке «Строгино» работает 70 компаний, их суммарный оборот за 2021 год составил 7,2 млрд рублей. Резиденты технопарка специализируются на IT, био- и медтехнологиях, а также на фармацевтике. Среди крупнейших резидентов — системный интегратор «Тринити», издатель видеоигр 101XP, производитель мобильных касс PayMob и интернет-магазин подарочных сертификатов Giftery. Компании — резиденты технопарков получают налоговые льготы: они не платят налог на имущество и для них снижается ставка налога на прибыль (до 13,5%).
Один из резидентов технопарка рассказал Forbes, что поставляет свою продукцию для нужд «спецоперации» еще с февраля — через сайт госзакупок, а также в качестве частной инициативы (например, как гуманитарную помощь). По его словам, компания «в общих чертах» ответила на предложение технопарка, но решение о том, претендовать ли на поддержку, будет принимать, когда появятся конкретные условия.
По словам источника, близкого к мэрии Москвы, руководство департамента предпринимательства и инноваций действительно интересовалось, нужна ли помощь небольшим компаниям и стартапам, «которые делают что-то полезное». Однако никаких конкретных инициатив, связанных с субсидиями для «спецоперации», департамент давать не планировал, говорит собеседник Forbes. По его словам, это была инициатива «отдельных сотрудников», которые уже «получили замечание за самоуправство».
Однако в других технопарках (например, в «Сколково», «Калибре» и «Полюсе») такое письмо не получали, выяснил Forbes. Источник Forbes, близкий к технопарку «Сколково», рассказал, что резиденты не получали подобного предложения. По его словам, тема субсидий для стартапов обсуждается, но о поставках для «спецоперации» речи не идет. Субсидии нужны для того, чтобы удержать и поддержать компании, также технопарк может помочь с экспортными контрактами, отметил он. По словам источника, близкого к технопарку «Сколково», поставлять продукцию для нужд «спецоперации» теоретически могли бы компании, которые создают дроны, работают с шифрованием или в сфере телекоммуникаций.
Для «спецоперации» могут быть востребованы высокотехнологичные решения стартапов, такие как производство роботов и дронов, медицинские и биотехнические решения, согласен юрист «Роскомсвободы» Никита Истомин. Также будут востребованы современные материалы, которые используются для производства авиации, автомобилей и, например, для средств индивидуальной защиты, добавил он.
По словам Истомина, сейчас многие стартапы занимаются исследованиями и разработкой, но не выпускают собственную продукцию или же их производство находится на уровне «гаража». «Они не могут обеспечить необходимый тираж и масштабируемость своих решений. Но в таком случае власти в рамках господдержки могли бы свести их с кем-то, у кого есть достаточно мощностей, чтобы наладить выпуск продукции стартапов», — считает юрист «Роскомсвободы». Он подчеркнул, что качество продукции стартапов зачастую непостоянно и сильно отличается от партии к партии, а конечные характеристики продукции можно будет узнать только во время реальных полевых испытаний.
При этом сами стартапы могут быть заинтересованы в такой господдержке, если это не противоречит убеждениям основателей и акционеров, говорит Истомин. «Для стартапов это потенциальная возможность получить крупного заказчика на свою продукцию. Для них это клиенты, а значит, и деньги на дальнейшую разработку», — пояснил он. Однако в таком случае стартап рискует оказаться зависимым от единственного крупного заказчика, потому что, «когда у вас один клиент, он и диктует вам условия развития», — заключил Истомин.
Представители технопарка «Строгино» и департамента предпринимательства и инновационного развития Москвы не ответили на запрос Forbes.
* Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.