Сходить в музей и купить квартиру: зачем нужны копии городов в метавселенной
Битва за первенство
Дубай и Абу-Даби станут первыми в мире городами, копии которых появятся в метавселенной. Об этом в начале сентября 2022 года рассказала дубайская компания Metaverse Holdings. Бета-версию проекта планируют запустить уже в конце этого года, вскоре после этого она станет доступна пользователям по всему миру. На развитие проекта компания планирует выделить 200 млн дирхам (около 3,3 млрд рублей по текущему курсу).
В отличие от существующих VR-проектов, когда разработчики создают небольшие фантастические миры, эта метавселенная будет основана на реальном мире, указано в сообщении компании. После запуска бета-версии в метавселенной также воссоздадут ключевые места ОАЭ, которые будут «визуально, топографически и геометрически» верно соотноситься с реальными объектами, рассказала стратегический консультант Metaverse Holdings Карин Нэйду. Посетить метавселенную пользователи смогут с помощью VR-гарнитуры, приложения в смартфоне или другого устройства, добавила Нэйду. По ее словам, среди кандидатов на «цифровизацию» после запуска ОАЭ — Саудовская Аравия и Катар.
Одним из первых в метавселенной также может стать Сеул. Пилотный запуск проекта Metaverse Seoul с одной локацией состоялся во время празднования нового, 2022 года. Традиционно в центре Сеула на праздник звонит колокол на башне Босингак. Однако в прошлом году церемонию отменили из-за коронавирусных ограничений. Тем не менее церемония состоялась в метавселенной, к ней присоединились около 3000 человек.
Сейчас пользователи метавселенной Сеула могут создать в ней аватар и посетить виртуальный офис мэра столицы, рассказал в мае 2022 года представитель мэрии Сеула Джонг-су Пак на конференции MIT Future Compute. По плану проекта в ближайшее время в метавселенной, помимо здания администрации, появятся университетский кампус, институт поддержки финтех-стартапов Seoul FinTech Lab, инвестиционный центр Invest Seoul, а также туристическая зона с основными достопримечательностями, например дворцом Токсугун, площадью Кванхвамун и рынком Намдэмун.
Зачем нужны цифровые двойники
У проекта создания цифрового двойника Сеула три цели: упростить взаимодействие пользователей с ведомствами и друг с другом, а также преодолеть барьеры языка, времени и пространства, рассказал на конференции Джонг-су Пак. В проект планируется добавить поддержку бизнеса, образования и городских служб для подачи жалоб, документов о налогах и недвижимости.
«Метавселенная Сеула позволяет пользователям выходить за временные, пространственные и физические границы реальности в трехмерном виртуальном пространстве, чтобы пользоваться административными услугами в различных областях, таких как экономика, образование и госуправление», — рассказал представитель мэрии Сеула в ответ на запрос Forbes.
Проект Metaverse Holdings в Эмиратах также включает бизнес-составляющую. С помощью технологий NFT и блокчейна пользователи смогут изучить ассортимент в крупнейших магазинах и приобрести товар, купить рекламные площади в виртуальном мире, посещать лекции, а также, например, подать заявление на вид на жительство (в реальных Эмиратах) или другие документы.
В середине июля Дубай принял стратегию по развитию метавселенных, предполагающую создание 40 000 виртуальных рабочих мест, которые принесут $4 млрд, рассказал основатель дубайской компании — разработчика блокчейн-приложений MV Network Андрей Илингин. Дубай пошел на такой шаг, потому что почувствовал влияние блокчейн-бизнеса на свою экономику: сегодня в городе работают более 1000 специалистов в сфере метавселенных и блокчейна, добавляя $500 млн в городской ВВП, объяснил он.
В метавселенной можно будет получить те же услуги, что и в реальном городе: посетить музеи, конференции и концерты, сходить в банк, магазины одежды, посещать школы или храмы, рассуждает Илингин. «Оказание услуг в метавселенной естественно: если я пришел на онлайн-бизнес-конференцию в метавселенной, я захочу там же купить продукты, которые мне понравились на презентации, или оставить заявку на открытие компании в свободной от налогов зоне Дубая», — рассуждает Илингин.
Руководитель VR-направления IT-кластера фонда «Сколково» Алексей Каленчук назвал идею создания копий городов в виртуальных мирах «полностью утопической и неправильной». По его словам, «это некие виртуальные миры, которые людям не нужны», поскольку они «не приносят никаких дополнительных функций по сравнению, например, с порталами госуслуг или сайтами банков».
Все, что можно сделать легче и быстрее в обычным мире с помощью привычных вещей, нужно делать без виртуальной реальности, согласен основатель VR-разработчика Fibrum Илья Флакс. «Кроме того, полноценная копия города очень дорого обойдется в производстве: для такой задачи нужны мощности, сопоставимые с несколькими внутренними студиями крупной игровой компании Ubisoft, и понимания, как это окупить, как я полагаю, нет у их создателей», — рассуждает он. Скорее всего, окупаться он будет через туризм и PR, однако пользы для обычных пользователей там недостаточно, нужно будет предлагать новые сценарии и развлекательные мероприятия, считает Флакс.
Можно ли построить бизнес в VR
В мае 2021 года власти Южной Кореи создали альянс для развития метавселенных. Сейчас в него входит уже около 500 компаний, среди них — производители техники (LG, Samsung), автоконцерн Hyundai Motors, крупнейшие телеком-компании (SK Telekom, KT), банки и многие другие.
По словам представителя мэрии Сеула, государственные веб-сайты предоставляют пользователям только одностороннюю отправку информации, в то время как в метавселенной пользователи смогут взаимодействовать с представителями администрации и другими людьми так, будто бы они получают госуслуги в реальной жизни. Более того, виртуальные госуслуги можно объединить с функциями, доступными только в метавселенной, и за счет преимуществ нового канала коммуникации получение госуслуг станет более легким и удобным, заключил собеседник Forbes.
Однако традиционному бизнесу пока непонятно, зачем идти в метавселенные: бизнес будет следовать за вниманием пользователя, который хочет не просто «3D-копию привычных услуг», а новый и интересный опыт, считает Каленчук. «Многие известные мне тесты для тех же ретейлеров провалились, не показав пользы бизнесу», — отметил он.
Перенос продукта в виртуальную реальность для продавца невыгоден, пока производство карточки товара в виртуальной реальности стоит дороже, чем в обычном маркетплейсе, считает Флакс. Но виртуализация продукта в метавселенной может быть полезна компаниям, которые хотят продать клиентам что-то дорогое и немобильное — например, производителям крупного промышленного оборудования или недвижимости. Нужна стратегия постепенного развития компании в метавселенной, согласен президент Modum Lab Дмитрий Кириллов: сначала нужно упрощать доступ к текущим товарам и услугам компаний с помощью виртуальной реальности, а после постепенно, с развитием рынка, становиться полноценным инструментом.
Также в подобных проектах можно будет оказывать услуги, которые тяжело доставить привычными средствами видеозвонков или через плоские интерфейсы приложений, считает Флакс. Например, в VR можно будет заходить каждый день для поддержания своей физической формы и здоровья, рассуждает он.
Россия в метавселенной
Некоторые российские компании уже тестировали подобные проекты в виртуальной реальности. Например, в 2019 году банк ВТБ запустил VR-шоурум, в котором пользователи в очках виртуальной реальности могут посмотреть квартиры в еще строящихся домах для оформления ипотеки. Представитель ВТБ не ответил на запрос Forbes.
Магазин «М.Видео-Эльдорадо» в сентябре 2022 года запустил в метавселенной Roblox цифровой шоурум. «Он визуально повторяет настоящий магазин, воссоздает реальный покупательский опыт и через элементы геймификации помогает погрузить пользователя во «вселенную» нашего бренда», — пояснил Forbes директор по маркетингу и цифровому опыту клиента «М.Видео-Эльдорадо» Василий Большаков. Он подтвердил, что в случае создания копии российских городов компания также создала бы в нем свой офис.
«Мы готовы расширить границы взаимодействия с потребителями с учетом того, как активно сближаются и интегрируются виртуальные миры и наша реальность», — заявил он. Однако сейчас виртуальный мир полноценно не заменит реальности и живых консультантов, поскольку для потребителей важны физические розничные точки продаж, чтобы протестировать технику, считает Большаков.
Подобные проекты в России обсуждались и на уровне региональных властей. В июне 2022 года на международной конференции по цифровому развитию в Санкт-Петербурге вице-губернатор Станислав Казарин заявил, что местные власти Петербурга хотели бы внедрять технологии метавселенных для более эффективного взаимодействия с гражданами, учета состояния городского хозяйства и другого использования государственных информсистем. В них пользователи смогли бы создавать аватар и совершать юридически значимые действия: например, решать вопросы, для которых обычно необходимо обращаться в МФЦ. По его словам, использование метавселенной для общения с государством будет «намного удобнее, чем современной системы видео-конференц-связи.
Власти Петербурга уже смотрели на несколько российских проектов, они пока не подходят для решения городских задач, отметил тогда Казарин. Дмитрий Кириллов подтвердил, что городские власти обсуждали с ними возможность создания метавселенной и возможность аутентификации граждан через госуслуги, однако развития этот проект пока не получил.