«Коммерсантъ» узнал об отказе Минцифры профинансировать игровой движок «Ростеха»
Минцифры отказало «Ростеху» в финансировании проекта разработки отечественного движка для разработки видеоигр из средств фонда «Росинфокоминвест», выяснил «Коммерсантъ». В «Ростехе» заверили, что не отказываются от проекта, реализация которого займет до трех лет и обойдется в 6 млрд рублей, и будут работать над получением гранта от РФРИТ и поиском коммерческих инвесторов
Минцифры отказалось выделить «Ростеху» деньги из фонда «Росинфокоминвест» на разработку игрового движка, пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на источник, близкий к правительству. По данным газеты, на счетах фонда «Росинфокоминвест», находится около 1,3 млрд рублей, профинансировать из них создание отечественного средства разработки видеоигр предложил в июле глава «Ростеха» Сергей Чемезов.
В Минцифры предложение Чемезова вызвало удивление, рассказал собеседник, близкий к обсуждению инициативы. По его словам, у министерства нет полномочий таким образом распоряжаться средствами фонда, а сама инициатива не сопровождалась каким-либо обоснованием и показателями эффективности. Собеседник отметил, что «Ростеху», если он намерен заняться разработкой движка, целесообразно обратиться за грантовой поддержкой, к примеру в Российский фонд развития интернет-технологий (РФРИТ).
В министерстве отметили, что обращение госкорпорации не содержит достаточных сведений для объективной оценки предложения. В частности, сказали в Минцифры, в нем нет обоснования затрат на его реализацию, объема привлекаемого софинансирования из внебюджетных источников, а также финансовой модели проекта. «Ростех», анонсируя проект, заявлял, что движок нужен не только для видеоигр, но также для VR-проектов, кино, мультипликации, промышленности и образования.
Проблема отсутствия у российских игровых разработчиков своего движка обсуждалась на закрытой встрече, которую администрация президента провела с участниками отрасли за полтора месяца до предложения Чемезова. Игровая разработка в России в основном ведется на Unreal Engine и Unity, доступ к которым может быть ограничен из-за санкций. Представитель госкорпорации сообщил газете, что ей предложили «поработать с РФРИТ в части выделения гранта на создание движка».
«Это именно то, о чем мы писали в своем обращении, предлагая РФРИТ как основного партнера по проекту», — сказал собеседник. Он добавил, что «Ростех» будет работать с фондом и параллельно искать потенциальных коммерческих инвесторов. Представитель «Ростеха» уточнил, что инвестиции в проект оценивается на уровне 5–6 млрд рублей. Выпуск первой версии движка займет от двух до трех лет, а затраты окупятся за пять-семь лет.
Собеседник на рынке игровой разработки отметил, что Минцифры с конца 2021 года обсуждает ряд инициатив, связанных с поддержкой игровой индустрии, но их разработка не продвинулась дальше разговоров. Он предположил, что глава Минцифры Максут Шадаев «не воспринимает игровую разработку как часть IT-индустрии». Источник добавил, что само министерство пытается дистанцироваться от предложений по развитию отрасли: «Из-за этого ждать каких-то новых мер поддержки не стоит».
Участник IT-рынка оценил как адекватный размер инвестиций в 5–6 млрд рублей, которые «Ростех» закладывает на проект. По его словам, вопрос не столько в разработке, сколько в постоянной поддержке движка и обучении будущих специалистов, которым предстоит с ним работать. По мнению собеседника, проект может быть окупаем при модели, когда начальный доступ к движку будет свободным, а расширенные функции и доступ к базе моделей создания игр — платными.