Требование к цвету машин такси вынуждает перевозчиков уходить с легального рынка
Требование к цвету автомобиля такси может вынудить таксистов уйти с легального рынка, рассказала Forbes глава общественного совета по развитию такси Ирина Зарипова. По ее словам, ситуация значительно усложнилась после введения антироссийских санкций: сроки поставок автомобилей в Россию сейчас составляют от полугода, и купить машину необходимого цвета (как правило, белую или желтую) затруднительно. Таксопарки могли бы приобрести машину другого цвета и изменить его, однако это стало дороже, отметила Зарипова.
«Если в 2021 году в регионах самая дешевая пленка для автомобиля стоила от 35 000 рублей, то сейчас — от 55 000 рублей, в столице стоимость начинается от 88 000 рублей», — отметила глава общественного совета по развитию такси. По словам Зариповой, на цене пленки для машин сказались скачки валютного курса и проблемы с логистикой, поскольку материалы нужно везти из Европы.
При этом цвет кузова никак не влияет на безопасность и качество перевозки, что подтвердили в ГИБДД, отметила Зарипова. «Приемлемой альтернативой может быть введение нормы по использованию желтых номеров для автомобилей такси», — предлагает она. Для пользователей важна идентификация легального такси по внешним признакам, но это может быть брендирование автомобилей, шашки и другие опознавательные знаки, говорит управляющий директор «Ситимобила» Анатолий Малышев.
«Ситимобил» поддерживает отмену требований по цвету такси, поскольку сейчас сильно выросли цены на автомобили, обслуживание и страховки, а любые требования, затрагивающие внешний вид автомобилей, влекут к дополнительным расходам, добавил Малышев.
На зрелых рынках требования к цвету уже исторически сформированы и рынок привык с ними работать, считает представитель «Яндекс.Такси». При этом есть регионы, где рынок такси развивается во многом благодаря малому и среднему бизнесу, а для них ужесточение условий приведет к существенным дополнительным тратам из-за удорожания материалов и логистических сложностей, говорит он. Вводить требование по цвету автомобилей такси во всех регионах нерационально, считают в «Яндекс.Такси».
Летом 2022 года общественный совет по развитию такси обратился к региональным властям (копии писем есть у Forbes) с просьбой отменить излишние требования к перевозчикам. По итогам совещаний от требований к цвету такси отказались в Вологодской и Амурской областях, также о намерении отменить такие требования сообщили власти Адыгеи и Северной Осетии, рассказала Зарипова.
В письме к главе Заксобрания Вологодской области Андрею Луценко Зарипова указала, что большинство таксистов в регионе — индивидуальные предприниматели, которые оказывают услуги самостоятельно, поэтому вынуждены покупать автомобиль определенного цвета или нести финансовые расходы на изменение его цвета. Сейчас легальный бизнес такси находится под давлением последствий экономических санкций против России, говорится в письме. «В первую очередь это вызвано уходом и приостановкой деятельности автоконцернов, как следствие, ростом стоимости автомобилей, запчастей, обслуживания. За короткий период расходы таксомоторных компаний увеличились в два с половиной раза. Страховые компании заявляют о грядущем росте стоимости полисов ОСАГО», — говорится в документе. В результате это может привести к тому, что таксисты будут уходить с легального рынка, прогнозирует Зарипова. Она отметила, что в регионах, где уже начали действовать требования к цвету такси, количество выдаваемых разрешений на деятельность по перевозке пассажиров и багажа сократилось в два-четыре раза.
В середине июля 2022 года с аналогичной просьбой к местным властям обратились таксопарки Пермской области. В своем письме (есть у Forbes) они указали, что 70% заказов в регионе выполняются машинами не белого цвета. Таксопарки попросили приостановить или отменить требование к определенному цвету такси, чтобы разрешения на работу могли получить частники и самозанятые водители. На совещании 16 августа пермские власти отказались пойти навстречу таксопаркам, но согласились рассмотреть вопрос субсидирования из городского бюджета покупки новых автомобилей, рассказала Зарипова.
Национальный совет такси также всегда выступал против требований к цвету автомобилей, сказала Forbes исполнительный директор ассоциации Наталия Лозинская. При наличии жестких санкций следует максимально оперативно убрать все административные барьеры, препятствующие обновлению парка в такси, считает она. «С момента введения санкций стало понятно, сколько стоит содержать автомобиль в нынешних условиях. Цвет такси — это барьер для входа на легальный рынок, особенно сейчас, когда перевозчики буквально роют носом землю в поисках запчастей», — заявила она.
Единый цвет для автомобилей имел бы хоть какой-то смысл, если бы люди ловили такси «с руки», но в России давно нет такой практики: пользователи заказывают такси в приложении или через звонок оператору и получают всю необходимую информацию для идентификации заказанной машины, считает представитель такси «Максим» Павел Стенников. При этом у водителей нет ни средств, ни желания перекрашивать свое имущество, которое используется не только для работы, но и в личных целях, пояснил он.
Субъекты России получили право вводить требования к цвету машин после принятия закона о такси в 2011 году. По данным общественного совета, сейчас такие нормы действуют в 16 регионах, в большинстве из них машины должны быть окрашены в желтый и белый цвета, а, например, в Калининградской области — в белый и желтый, в Белгородской — в белый, желтый, синий и серый. Сейчас в Госдуме рассматривается новый закон о такси, в котором предлагается закрепить эту норму.