К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

«Разовая выплата 12 окладов»: как IT-компании нанимают персонал после «спецоперации»

Фото Getty Images
Фото Getty Images
Количество вакансий в IT-компаниях России в июле 2022 года снизилось на 9% по сравнению с аналогичным периодом 2021-го и на 29% по сравнению с февралем 2022-го. Сейчас среди специалистов IT-сферы сохраняется тренд на релокацию, но осенью компании могут столкнуться с «дополнительной болью» из-за потери резидентства их сотрудников, говорят опрошенные Forbes эксперты. Какие специалисты из IT чаще всего переезжали из России, чего опасаются работодатели и что делают сотрудники ушедших из России иностранных компаний?

Майский отскок

IT-отрасль в России после начала «спецоперации»* на Украине получила значительную поддержку от государства, однако число вакансий в компаниях из этой сферы в 2022 году заметно сократилось. По данным hh.ru, в июле 2022 года в российских IT-компаниях было 51 246 вакансий, что на 9% ниже, чем за аналогичный период 2021 года (56 536 вакансий) и на 29% ниже, чем в феврале 2022-го (72 644 вакансии). Если говорить о распределении по профессиональным областям внутри IT-компаний, то меньше всего теперь востребованы специалисты по связям с государством (падение 96% в июле год к году, до 3 вакансий), специалисты в научные и образовательные подразделения (падение 78% в июле год к году, до 247 вакансий) и работники банковского, инвестиционного и лизингового направлений (падение 80% в июле год к году, до 820 вакансий). Также спрос упал на специалистов по тренингам и управлению персоналом на 67% год к году, до 987 вакансий в июле.

Лишь несколько областей в IT-компаниях оказались в плюсе. Например, спрос в категории «Спортивные клубы, фитнес и салоны красоты» вырос в июле на 376% год к году, до 214 вакансий, а спрос на сотрудников в категории «Строительство» подскочил на 103%, до 2807 вакансий в июле 2022 года, следует из данных hh.ru.

Наем в летнем сезоне стал активнее, чем в первые шесть месяцев 2022 года, говорит руководитель направления подбора и адаптации hh.ru Росина Пустовит. «Осмелюсь предположить, что активный наем будет продолжаться до конца года», — прогнозирует она. С этим согласна директор практики high-tech Kontakt InterSearch Russia Анастасия Овчаренко. По ее словам, в мае произошел отскок, когда IT-компании начали открывать наем. «До этого было грустно — новые проекты не запускались, а компании смотрели, как будет развиваться ситуация», — отметила Овчаренко.

 

Весной кандидаты чаще искали международные компании или зарплату в валюте, а сейчас стало больше тех, кто ориентирован на российских работодателей. Возможно, на это повлияли трудности с выплатами в валюте, полагает Пустовит из hh.ru.

Оживление на рынке найма сейчас очень условное, год к году тенденция сохраняется негативная, подтверждает основатель и генеральный директор IT-компании Resolventa Дмитрий Панькин. По его словам, сразу после начала «спецоперации» IT-компании заморозили наем, а сейчас он немного восстанавливается, но о возвращении к докризисным уровням речь не идет. «Во-первых, часть иностранных компаний ушла с рынка, они больше не запускают новые проекты и никого не нанимают. А во-вторых, российские компании в текущей ситуации продолжают вести себя осторожно», — сказал Панькин.

 

У таких западных игроков, как SAP, Oracle, в России были в основном команды продажников: эти компании сначала замораживали активность, поэтому их сотрудники уже присматривали себе новые вакансии, рассказала Овчаренко. Например, они договаривались о работе с российскими IT-компаниями, которые создают аналоги западного софта, — эти компании сейчас на подъеме, отметила она.

Сложности переезда

Одним из активных трендов в IT-отрасли остается релокация, говорит Овчаренко из Kontakt InterSearch Russia. По ее словам, IT — достаточно молодая отрасль, где немало парней 28–30 лет на высоких позициях. Многие из них уехали, так как боялись призыва. 

Сотрудники двух направлений уезжали особенно активно, продолжает Овчаренко, это продакт-менеджеры (CPO, Chief Product Officer), а также специалисты по данным (CDO, Chief Data Officer). При этом инженеры или специалисты по R&D релоцировались реже: они, как правило, старше, поэтому у них может быть больше сдерживающих факторов (маломобильные родственники, семейные обязательства и т. д.), отметила Овчаренко.

 

«На рынке возраст и позиция с точки зрения переезда обычно не играют главной роли: часто решение зависит от того, какой релокационный пакет предлагает компания, какие пожелания и возможности есть у самого кандидата», — считает старший HR-бизнес-партнер «Лаборатории Касперского» Юлия Кожевникова.

«Те, кто специализируется на данных, востребованы везде, а не только в России, поэтому им гораздо легче было переехать», — полагает директор high tech практики Kontakt InterSearch Russia. С этим не согласна основательница сервиса анонимного поиска работы Geekjob и рекрутингового агентства New.HR Кира Кузьменко. «Весной уезжали все — и джуны, и миддлы, и сеньоры, и топы. И айтишники, и не айтишники. Те, кто понимал, что жизнь  в эмиграции сложнее, чем можно вынести, потом возвращались, а кто-то возвращался, чтобы завершить дела и уехать навсегда», — говорит Кузьменко.

По ее словам, быстро уехать в страны первого мира и получить предложения о работе на хорошие деньги смогли тимлиды, руководители и сеньоры с опытом масштабных проектов и хорошим английским на уровне С1/С2. Остальные столкнулись со сложностями: в России — традиционно перегретый IT-рынок и завышенные зарплаты кандидатов, отметила Кузьменко. Уже много лет вакансий значительно больше, чем тех, кто активно ищет работу, продолжает основательница Geekjob, кандидаты привыкли к парадигме, когда стараться найти работу в IT нужно только джунам, а начиная с позиции миддл сложности с поиском будут, если запрос специфический или нужна зарплата в два раза больше. «Средний разработчик при активном поиске находил работу за две недели, собрав за это время от трех до 20 офферов», — добавила Кузьменко.

Лишняя боль

«Поскольку после полугода жизни за границей сотрудник компании теряет статус резидента, в сентябре-октябре мы можем увидеть сокращения в компаниях, так как решать вопрос с нерезидентами, скорее всего, обяжут работодателей, а это лишняя боль, если сотрудник не уникальный специалист», — прогнозирует Овчаренко из Kontakt InterSearch Russia. Это не коснется сотрудников, занимающих высокие позиции, так как они нужны компании больше, чем она им, отметила Овчаренко. Но линейные специалисты, которые занимаются, например, копирайтом или маркетингом, менее защищены, считает она.

Те, кто перестанет быть резидентом, с большой вероятностью уволятся из компаний по собственному желанию, считает гендиректор My Path Group Дмитрий Санников. Специалисты ничего не потеряют, поскольку, скорее всего, они уже работают в нескольких местах, полагает он. А вот компании почувствуют проблемы, поскольку новых специалистов надо еще найти и им потребуется время, чтобы вникнуть в процессы в компании, добавил он.

 

Для многих российских компаний текущая ситуация с уехавшими и работающими дистанционно сотрудниками сложная из-за вопросов документооборота, поддержки релокации и возросших бюджетов на налоги, подтверждает основательница Geekjob. Часть компаний вынужденно перешла на дистанционный вариант сотрудничества и не афиширует это, отметила она. Большая часть из них — крупные российские IT-бизнесы, которые не могут позволить себе удаленно работающего сотрудника по причинам безопасности, говорит Кузьменко. Тем не менее такие компании вынужденно соглашаются на дистанционную работу ключевых сотрудников — разработчиков, инженеров чаще всего узких и редких специализаций, отметила она. «Общий подход российских компаний к дистанционным сотрудникам можно описать так: наиболее ценных удержим любым способом (вплоть до разовой выплаты 12 окладов — это реальный кейс в одном крупном российском финтехе), а на остальных у нас нет бюджета», — рассказала предпринимательница.

Источник в одном из российских IT-стартапов говорит, что в конце года его компания планирует запросить данные у сотрудников: если работник стал нерезидентом за 2022 год, ему вернут уплаченный налог на доходы физлиц (НДФЛ), а дальше он сам будет платить налоги по месту пребывания. Некоторые компании могут сами продолжать платить налоги за сотрудников-нерезидентов, чтобы таким образом их удерживать, отметил собеседник Forbes.

Часть работодателей, которые дают возможность своим сотрудникам уезжать, начинают присматривать в России замену релоцированным сотрудникам, предупреждает Овчаренко. «Людям комфортнее зарабатывать и тратить в одной валюте, поэтому, если человек релоцировался, например, в Польшу или Хорватию, и он крутой специалист, то его рано или поздно схантят местные компании», — отметила она.

Также компании опасаются, что уехавшие сотрудники могут начать искать работу на месте и компания потеряет все свои вложения, которые потратила на поддержку переезда сотрудника, добавила Кузьменко. По ее словам, крупные международные IT-хабы (Германия, Нидерланды, Великобритания и т.д.) рассматривают текущую ситуацию как отличную возможность прирасти классными профессионалами: компании в этих странах активно рассматривают русскоязычных кандидатов самых разных профилей.

 

* Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+