Эксперты заявили о минимальном за пять лет росте выручки онлайн-кинотеатров
Рост выручки онлайн-кинотеатров в первой половине 2022-го оказался минимальным за пять лет — всего 5%. Общие доходы сервисов составили 25,9 млрд рублей. Эксперты объясняют замедление уходом Netflix из России и отказом крупных студий от выпуска новинок в стране, а также общим снижением покупательной способности аудитории
Совокупные доходы работающих в России онлайн-кинотеатров в первой половине года составили 25,9 млрд рублей — всего на 5% больше, чем за тот же период 2021 года. Об этом сообщил РБК со ссылкой на расчеты информационно-аналитического агентства TelecomDaily. Эта сумма лишь на 5% больше, чем было в том же периоде 2021 года (24,8 млрд рублей). Рост оказался минимальным за пять лет. Для сравнения: в первой половине 2021 года выручка была на 31% больше в годовом выражении, в первой половине 2020-го — на 71%, утверждает TelecomDaily.
Главный редактор TelecomDaily Денис Кусков назвал три причины замедления роста выручки онлайн-кинотеатров. Во-первых, это уход Netflix, который по итогам первой половины 2021 года занимал 9% (сейчас 2,5% за счет работы в первые месяцы года). Во-вторых, это отсутствие голливудских новинок, которые часто не включались в подписку и требовали отдельной оплаты. Покупка фильмов и их аренда раньше приносили около 11% выручки, сейчас показатель упал до 9%, отметил Кусков. В-третьих, сократилась общая покупательная способность аудитории, особенно в регионах, утверждает главный редактор.
По итогам 2022 года TelecomDaily ожидает в лучшем случае нулевую динамику в сравнении с 2021 годом, в худшем — «небольшое падение рынка».
Крупнейшим по выручке онлайн-кинотеатром России агентство назвало «Кинопоиск», принадлежащий «Яндексу». По расчетам агентства, на него приходится 23,2% рынка. Это примерно 6 млрд рублей выручки в первом полугодии, отметил РБК. Год назад «Кинопоиск» занимал 13%. Доля прежнего лидера ivi тоже выросла (с 22% до 22,8%, 5,9 млрд рублей), но первую строчку он потерял. На третьем месте оказался принадлежащий «Ростелекому» Wink (доля выросла с 10% до 12,7%, 3,3 млрд рублей).
«Яндекс» смог создать конкурентный мультисервисный продукт, и ivi «снимает шляпу» перед ним, заявил РБК гендиректор сервиса Николай Васильков. В июне сериалы и фильмы на «Кинопоиске» посмотрели 6,2 млн людей с подпиской «Яндекс Плюс» (предлагает доступ к нескольким сервисам компании и скидки) — это на 60% больше, чем за тот же период 2021 года, заявила директор «Яндекса» по взаимодействию с индустрией Ксения Болецкая. Общая динамика сектора вызвана в том числе сокращением рекламных бюджетов и числа «громких» премьер, а с другой стороны — поддержкой домашнего смотрения из-за отсутствия блокбастеров в кинотеатрах, отметил директор по развитию Wink Антон Володькин.
Число подписчиков онлайн-кинотеатров во втором квартале 2022 года снизилось с 46% до 42% пользователей, подсчитала исследовательская компания Gfk. Число людей, которые платят за подписку, сократилось с 30% до 28%. Компания обратила внимание на уход из России Netflix и украинского Megogo, но считает снижение общего числа подписчиков небольшим, объясняет это переходом пользователей на другие площадки. Выручка российских онлайн-кинотеатров в 2022 году может упасть на 46,3%, до 53,2 млрд рублей, прогнозировала в апреле компания J’son & Partners Consulting.