Количество нелегальных перевозчиков в такси выросло из-за антироссийских санкций
Число действующих разрешений на работу таксомоторных перевозчиков с декабря 2021 года по июнь 2022-го сократилось на 50 000, с 460 000 до 410 000 штук, рассказала Forbes председатель Общественного совета по развитию такси Ирина Зарипова. По ее словам, большинство таксопарков намеренно теряют официальное разрешение на работу, чтобы уйти в тень, некоторые таксопарки распродают свои автомобили, закрываются или начинают сдавать машины в аренду как сервис проката.
Агрегаторы такси стараются контролировать наличие разрешений на работу у водителей в крупных городах, но в небольших регионах мелкие организаторы перевозок могут работать с агрегаторами без соответствующих документов, рассказала Зарипова. Также водители-нелегалы уходят в бомбилы — работать у вокзалов, аэропортов и в других популярных местах, отметила она.
Одна из причин роста нелегальных перевозчиков в такси — последствия санкционного давления на Россию, говорится в презентации, которую Общественный совет по развитию такси подготовил в середине июня для Аналитического центра при правительстве (Forbes с ней ознакомился). После введения санкций стоимость автомобилей выросла до 60%, при этом появился дефицит новых машин, запчасти подорожали на 30-40%, а шины — на 120-150%, перечисляет Зарипова.
«Из-за этого таксопарки стараются экономить: автомобили будут эксплуатировать как можно дольше, поэтому через пару лет есть риск получить устаревший парк авто, который будет угрожать безопасности перевозок», — предупреждает глава совета. Уход таксистов в теневой сектор приведет к снижению качества сервиса, а также к росту числа криминальных ситуаций и аварийности из-за отсутствия контроля за состоянием водителей и автомобилей, прогнозирует она.
Количество разрешений на работу в такси сократилось, так как водители решают их не продлевать, подтверждает председатель координационного совета межрегионального профсоюза «Таксист» Андрей Попков. По его словам, срок разрешения на работу машины в такси составляет пять лет. После этого водитель может получить разрешение повторно, однако, скорее всего, ему придется получать его уже на другую машину. «Пять лет в такси — это 300 000-500 000 километров пробега, поэтому за это время автомобиль уже придет в негодность», — отметил Попков. По его словам, сейчас мало кто может позволить себе купить новый автомобиль. «Я не знаю никого, кто решил бы купить Kia Rio за 2 млн рублей, чтобы использовать его в такси — это никогда не отобьется», — говорит он.
С наступлением теплого сезона на рынке такси, как правило, наблюдается небольшой отток водителей, говорит представитель такси «Максим» Павел Стенников. По его словам, начиная с апреля часть водителей такси может мигрировать на стройки и другие сезонные работы или в отпуска, а осенью возвращается. Управляющий директор «Ситимобил» Анатолий Малышев за последние два месяца не заметил сокращения числа водителей в сервисе (в мае «Ситимобил» купила компания «Таксовичкоф»). По его словам, в ситуации, когда компании уходят из России, приостанавливают свою деятельность или сокращают сотрудников, работать водителями такси будут приходить люди без опыта. Представитель «Яндекс.Такси» отказался от комментариев.
Современные таксопарки превратились в пункты проката авто, которые предоставляют автомобили с разрешением на деятельность такси желающим работать без трудоустройства, говорит Стенников из такси «Максим». По его словам, высокая стоимость новых автомобилей может сломать бизнес-модель таких таксопарков. Однако в основном в такси сейчас работают самозанятые водители, отметил Стенников.
Еще одна причина ухода таксопарков из легального поля — рост стоимости ОСАГО для такси, следует из презентации для Аналитического центра при правительстве. Обычно оно до 10 раз дороже, чем обязательное страхование обычного автомобиля, говорится в презентации. Кроме того, страховые компании предъявляют избыточные требования при оформлении ОСАГО такси и иногда вовсе отказываются страховать легковое такси, говорится в документе. Это связано с высокой аварийностью легкового такси: по данным Российского союза автостраховщиков, в 2021 году коэффициент аварийности для обычных автомобилей составил 5,1%, а для автомобилей такси — 33%.
Среди других причин роста числа нелегальных перевозчиков:
- отсутствие современного отраслевого законодательства;
- более высокая ответственность легальных перевозчиков, чем нелегальных;
- излишние требования к перевозчикам (например, к цвету автомобиля);
- отсутствие региональных программ поддержки бизнеса такси;
- недостаточный надзор за нелегальными перевозчиками;
- недостаточная цифровизация услуги в регионах.
Госдума 5 июля приняла в первом чтении законопроект о такси, который регулирует деятельность агрегаторов, таксопарков и водителей такси. Согласно этому документу, самозанятые смогут напрямую работать со службами заказа такси, а ФСБ получит автоматизированный доступ к информации агрегаторов. Кроме того, в такси обязательно должны быть установлены устройства для контроля за вниманием и усталостью водителя и таксометр, а агрегаторы будут обязаны открыть филиалы в каждом регионе присутствия, где используется более 5000 машин в сутки. Также авторы документа предлагают обязать водителей проходить тестирование на знание города, а власти Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя и граничащих с ними субъектов России смогут ограничить максимальное количество машин такси и установить минимальный размер тарифа.