К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Кто создает в России магазины приложений на замену App Store и Google Play

Фото Getty Images
Фото Getty Images
Из маркетплейсов App Store и Google Play в России уже пропали приложения Альфа-банка, «Сбербанк Онлайн» и другие. «Нужно сделать свой интернет-магазин, у нас все для этого есть», — говорил в апреле премьер-министр Михаил Мишустин. К 1 июня в России заработают как минимум два отечественных маркетплейса — NashStore и RuStore. Кто их создает и с какими проблемами они уже столкнулись?

В конце апреля премьер-министр Михаил Мишустин поручил Минцифры до 1 июня создать отечественный аналог магазинов приложений App Store и Google Play. Мишустин пояснил, что иностранные платформы вскоре могут ограничить россиянам доступ для скачивания приложений. К концу мая в России появилось два магазина приложений — RuStore от компании VK и NashStore, который делает российская компания АНО «Цифровые платформы». Смогут ли они конкурировать с маркетплейсами Apple и Google?

Пиар-проект

«Поскольку приложения некоторых банков исчезли из App Store и Google Play, мы открыли доступ к NashStore, еще когда он был в бета-версии», — рассказал Forbes Арсений Щельцин, гендиректор «Цифровых платформ» — компании-разработчика маркетплейса NashStore. Российский магазин приложений, который является аналогом Google Play, запустился 16 мая и в тот же день подвергся DDoS-атаке. В течение суток маркетплейс «лежал» и был недоступен для пользователей. По словам создателей, ресурс запустился уже с 1000 приложений в каталоге, в их числе — «СберМаркет», приложения попавших под санкции и недоступных в зарубежных сторах Альфа-банка, Промсвязьбанка и Совкомбанка, а также видеохостинга Rutube, онлайн-кинотеатра Wink и др.

Гендиректор «Цифровых платформ» Арсений Щельцин (Фото Михаила Терещенко·ТАСС)

Кибератака на NashStore продолжалась до 17 мая, сообщил Щельцин. По его словам, злоумышленники проводили как DDoS-атаку, так и целенаправленно пытались вывести из строя облачное хранилище и сервисы регистрации маркетплейса. «Каждый час мы блокировали не меньше миллиона ботов», — заявил он. По словам Щельцина, все это по-прежнему приводит к проблемам с загрузкой файлов и созданием учетных записей. Сейчас разработчики перенесли NashStore на комплексное облачное решение от российской компании «Edge Центр», которое «более устойчиво к кибератакам». 

 

В портфолио АНО «Цифровые платформы» — каталог российского софта «Цифровой маркетплейс» и несколько образовательных проектов. Щельцин, который возглавил эту организацию в 2019 году, до этого работал директором по проектам Института развития интернета (ИРИ), а затем руководителем Российской ассоциации криптовалют и блокчейна.

Знакомый Щельцина рассказал Forbes, что NashStore разрабатывался на государственный грант, а главная цель этого проекта — «попиариться и получить следующий грант». Собеседник Forbes отметил, что ранее Щельцин не занимался IT-разработками и фактически выполнял задачи PR-специалиста: запускал медиапроекты и руководил проектами ИРИ. После этого он создал некоммерческую организацию, которая получала гранты, на эти деньги он организовывал мастер-классы для журналистов.

 

Щельцин утверждает, что проект финансируется на частные инвестиции. «Не могу исключить, что какие-то компоненты нашей или общей экосистемы дистрибуции мобильных приложений будут разрабатываться за госденьги», — добавляет он. Общий объем инвестиций в разработку NashStore составит несколько сотен миллионов рублей.

По словам Щельцина, разработкой маркетплейса занималась чуть более месяца команда из 12 человек. «Создать за это время полностью работоспособный продукт почти невозможно», — признает гендиректор «Цифровых платформ». В том, что NashStore  работает с перебоями, убедился и корреспондент Forbes, который протестировал маркетплейс. При переходе по большинству ссылок NashStore выдавал ошибку. Из информации, которая размещена в магазине приложений, следует, что серверы компании находятся в облачном хранилище американской компании Cloudflare. 

Cloudflare заявляла, что продолжит поддержку российских пользователей, несмотря ни на что, говорит независимый эксперт по кибербезопасности Алексей Лукацкий. По его словам, уровень защиты для NashStore будет зависеть от того, какой пакет поддержки оплатили его разработчики. «Но в целом какую-то защиту NashStore от Cloudflare получает», — считает Лукацкий. 

 

Из официальной инструкции NashStore для разработчиков следует, что все загружаемые в магазин приложения анализирует российская компания Dr.Web. На проверку уходит 15-30 минут. В пресс-службе Dr. Web подтвердили работу с NashStore. «Мы предоставили маркетплейсу инструмент на тестовый период для анализа приложений», — сообщили в компании. При этом Dr.Web неизвестен регламент использования этого инструмента, а ответственность за анализ файлов до публикации лежит на NashStore, уточнил представитель компании.

Этой защиты для маркетплейса приложений недостаточно, считает главный аналитик Российской ассоциации электронных коммуникаций Карен Казарян. «Вирусы он может проверить, но для глубокой внутренней проверки на уязвимости необходима гораздо более мощная инфраструктура», — заявил он. 

Новый конкурент

Основным игроком на рынке отечественных маркетплейсов приложений, по задумке властей, должен стать RuStore от VK. Об этом стало известно из выступления главы Минцифры Максута Шадаева на Российском интернет-форуме (РИФ) 18 мая. Шадаев рассказал, что 13 мая Минцифры внесло на рассмотрение в правительство законопроект о национальном магазине приложений. Его оператором станет VK, а сам RuStore войдет в список софта для предустановки на технически сложные устройства (смартфоны), указано в презентации, которую Шадаев продемонстрировал на РИФ. 

При этом создателей приложений из реестра отечественного софта могут обязать размещать свои приложения в RuStore, когда они достигнут стадии «определенной зрелости», но это требование в законопроект пока не вошло, добавил Шадаев.

Щельцин утверждает, что рынок приложений для Android достаточно большой, чтобы на нем уживались несколько отечественных игроков. Хотя NashStore и RuStore будут конкурировать за пользователей, эти маркетплейсы созданы под разные задачи. VK создает маркетплейс для государственных приложений и для поддержки монетизации сервисов холдинга, а приложения в NashStore будет проще монетизировать, кроме того, их можно будет просто «скопировать» из Google Play, рассказал Щельцин.

 

Глава VK Владимир Кириенко во время выступления на РИФ рассказал, что RuStore не будет требовать от разработчиков использовать определенную платежную систему, а комиссия магазина от транзакций будет ниже, чем у Google и Apple. При этом он отметил, что «насильно» заставлять разработчиков загружать приложения в RuStore в компании не будут. Шадаев заявил, что законодательно будет урегулирован только один магазин приложений, вокруг которого уже консолидировалась отрасль. Однако это не ограничивает деятельность других маркетплейсов, они могут конкурировать и бороться на уровне качества своих сервисов, добавил он. «Мы готовы рассматривать возможность размещения наших приложений в новых магазинах, если они будут отвечать стандартам качества и безопасности», — рассказали Forbes в «Яндексе»

«Яндекс» и еще девять крупнейших IT-компаний, включая Сбербанк, Avito, «Ростелеком» и «Тинькофф», вошли в экспертный совет, который формирует принципы работы RuStore, писал «Коммерсантъ». По данным издания, приложения именно этих компаний войдут в RuStore в первую очередь. Запуск бета-версии национального маркетплейса  для устройств на Android состоится уже 25 мая, пообещал Кириенко.

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+