Вскоре после начала «спецоперации»* России на Украине компания Apple прекратила продажи своей техники в официальном онлайн-магазине. В тот же день магазины официального дистрибьютора Apple — re:Store закрылись: его представитель заявил, что компании надо взять паузу и «оценить текущую ситуацию на рынке». Хотя через несколько дней сеть re:Store возобновила работу, цены на электронику выросли. Новых поставок техники Apple в Россию не было, сейчас в магазинах продаются старые запасы со складов, их осталось небольшое количество, рассказал Forbes ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин. В re:Store не ответили на запрос Forbes.
Кроме того, Apple и Google ограничили работу Apple Pay и Google Pay в России. Теоретически Apple может дистанционно заблокировать россиянам доступ к iPhone — такой функционал уже заложен в приложении «Локатор», которое обычно используется для поиска и блокировки украденных устройств, рассказывал ранее Forbes директор «Общества защиты интернета» Михаил Климарев. В конце марта Минцифры объявила о создании маркетплейса российских программных продуктов: в ведомстве рассчитывают на сотрудничество с Apple, и надеются, что iPhone в России «не превратится в кирпич», заявил глава Минцифры Максут Шадаев на расширенном заседании комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи. Он добавил, что операционная система Android более «гибкая», и создание маркетплейса с отечественными приложениями снизит риски использования этих устройств.
Однако в России никаких решений для потребительского рынка смартфонов не разрабатывалось, поскольку власти исходили из того, что проще купить и доделать, чем что-то создать с нуля, говорит гендиректор аналитического агентства TelecomDaily Денис Кусков. В условиях санкций этот подход показал свою несостоятельность, и сейчас главная проблема для сборки собственных устройств — отсутствие комплектующих, добавил Кусков.
Устройства большинства российских брендов смартфонов (BQ, DEXP, Texet и многие другие) собираются на базе китайских фабричных «заготовок», которые затем адаптируются и локализуются под отечественный рынок, говорит Муртазин. «Заказчик выбирает, какие комплектующие использовать, затем локализует софт для устройства. Если ничего не менять, то смартфон вовсе может не заработать на сетях российских операторов связи, а процент брака будет огромный», — утверждает он.
Представитель российского разработчика смартфонов INOI говорит, что «сегодня ни одна страна не обладает всем спектром технологий для полного цикла производства смартфонов».
В России существуют отечественные смартфоны, которые создаются по возможности из отечественных комплектующих, однако это сказывается как на стоимости, так и на производительности устройства, говорит Кусков из TelecomDaily. «У этих аппаратов технические характеристики смартфонов из Средневековья: дело не в том, что российские производители не хотят сделать качественное устройство, они сейчас физически не могут создать комплектующие хотя бы на том же уровне, что в Китае», — сетует он.
Выпускать мобильные устройства (планшеты, смартфоны) для потребительского рынка будет иметь смысл, когда появится магазин приложений и совместимые с российскими операционными системами сервисы, считает директор департамента проектного бизнеса компании «Ф-Плюс Мобайл» (дочерняя компания «Марвел-Дистрибуции») Александр Чернюк.
Что могут предложить российские производители смартфонов на замену импортным гаджетам — в галерее Forbes.
* Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 53 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.