WSJ узнала об опасениях в США по поводу санкций против «Лаборатории Касперского»
Администрация Байдена не достигла единства по вопросу введения санкций против российской компании по кибербезопасности «Лаборатория Касперского». Часть экспертов Белого дома опасается, что в результате санкций пострадают сотни миллионов клиентов, которые используют программы компании по всему миру, другие чиновники — что санкции могут стать поводом к кибератаке на США
Мнения чиновников Белого дома по поводу того, вводить ли санкции против российского производителя антивирусного программного обеспечения «Лаборатории Касперского», разделились, выяснила The Wall Street Journal. Одна часть экспертов считает, что от санкций могут пострадать сотни миллионов клиентов компании по всему миру, другая указывает на риски кибератак в случае их введения.
Чиновники администрации Джо Байдена, знакомые с обсуждениями, рассказали газете, что Совет национальной безопасности (СНБ) надавил на Минфин, чтобы тот подготовил санкции против российской компании в связи с «военной операцией»* России на территории Украины. Санкции такого рода обычно блокируют или замораживают активы компаний или физических лиц, которые являются их целью, и запрещают гражданам США участвовать в сделках с этими компаниями или людьми. СНБ переадресовал вопросы газеты в Минфин, там отказались от комментариев.
Некоторые чиновники отметили, что санкции против основателя компании Евгения Касперского могут быть менее жесткими, чем против самого предприятия. Эксперты Минфина в ходе подготовки пакета санкций выразили обеспокоенность по поводу размера и масштаба планируемых ограничений — их применение будет ограничено, поскольку антивирусным ПО пользуются по всему миру. Один из собеседников WSJ сообщил, что пока идея о введении санкций отложена.
Некоторые официальные лица в США и Европе, пишет WSJ, опасаются, что санкции против «Лаборатории Касперского» увеличат вероятность кибератак против Запада, возможно, с использованием программного обеспечения компании. Представители американских властей в частном порядке признали, что отношения между «Лабораторией Касперского» и российским государством очень похожи на сотрудничество компаний по кибербезопасности в США со спецслужбами.
«Лаборатория Касперского» неоднократно отрицала, что работает с Россией или любым другим правительством для содействия кибершпионажу или другим вредоносным действиям. В среду, 30 марта, компания заявила, что надеется обсудить озабоченность правительства США по поводу своих продуктов и услуг. Она отметила, что любые предложенные меры против компании будут «ответом на геополитический климат, а не всесторонней оценкой целостности продуктов и услуг».
25 марта Федеральная комиссия по связи США (FFC) добавила компанию в свой список телекоммуникационного оборудования и поставщиков услуг, которые считаются угрозой национальной безопасности. «Лаборатория Касперского» стала первой российской компанией в списке, ранее в него входили только китайские компании. Компания специализируется на разработке систем защиты от вирусов, спама, хакерских атак и других угроз информационной безопасности. Центральный офис находится в Москве.
В декабре 2020 года основатель компании Евгений Касперский исключил переезд компании из России, потому что делать бизнес в Москве удобно. Евгений Касперский входит в рейтинг 200 богатейших бизнесменов России по версии Forbes – 2021. Его состояние при составлении рейтинга было оценено в $1,2 млрд. В 2017 году президент США Дональд Трамп приказал удалить программное обеспечение российской компании из всех гражданских и военных федеральных сетей США. Конгресс оформил этот запрет в закон.
С момента запрета компания сообщила о двузначном снижении доходов в США. В среду, 30 марта, компания заявила, что действия 2017 года были неконституционными — они «основаны на необоснованных обвинениях и без каких-либо публичных доказательств нарушений со стороны компании».
* Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением», либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 53 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.