Аналитики оценили потери признанной экстремистской Meta от блокировки в России
Потери Meta, признанной в России экстремистской и запрещенной организацией, от блокировки ее соцсетей могут достигнуть $2 млрд в год, подсчитали аналитики «Сколково-РЭШ». Эту сумму сложили из доходов компании с каждого пользователя
Блокировка в России Facebook и Instagram (принадлежат Meta, которую суд в России признал экстремистской организацией и запретил) будет стоить компании $2-2,2 млрд в год, следует из исследования Центра исследования финансовых технологий и цифровой аналитики «Сколково-РЭШ».
По данным статистического сервиса Statista, которые приводятся в исследовании, у Facebook примерно 66 млн пользователей в России. Согласно годовому отчету Meta, компания заработала примерно $19,68 с каждого пользователя в Европе. Таким образом, убыток компании от блокировки в России аналитики оценили в $3,6 млн в день, или $1,3 млрд в год. Аудитория Instagram в России — около 64 млн активных пользователей, причем сервис зарабатывает примерно $12,84 в год с каждым пользователем. По той же формуле получается, что Meta потеряет от блокировки Instagram в России около $823,6 млн.
В сумме получается недостача в $2-2,2 млрд в год, сообщил Forbes руководитель исследований центра Егор Кривошея.
Эта оценка потерь прямой выручки, которая не учитывает капитализацию и любые потери косвенных доходов, уточнил эксперт. Оценки базируются на прошлых данных о выручке и не учитывают, например, различную активность покупки рекламы в соцсетях в зависимости от страны, темпы размещения рекламы (а это основной источник дохода Meta) и альтернативные проекты и способы заработка, которые не были популярны в России: например, продажи внутри приложений.
«Учитывая то, что прецедент вызвал неоднозначную реакцию во многих странах, снижение капитализации может быть значительно более существенным, но зависит от многих факторов, формирующих ожидания инвесторов и потребителей», — добавил Кривошея.
Facebook в России заблокировали 4 марта: Роскомнадзор обвинил соцсеть в дискриминации российских СМИ. Instagram начали блокировать с 14 марта по требованию Генпрокуратуры: она заявила, что на платформе распространяют контент, который содержит «призывы к совершению насильственных действий в отношении граждан Российской Федерации, в том числе военнослужащих». Спустя еще неделю, 21 марта, суд в Москве признал Meta экстремистской организацией, постановил немедленно запретить ее деятельность в России. При этом решение суда не затронуло принадлежащий Meta мессенджер WhatsApp и не ввело ответственность за пользование сервисами компании для простых россиян.
Блокировка Facebook и Instagram, а также Twitter последовала вскоре после начала «военной операции»* России на Украине. Кроме того, были заблокированы сайты нескольких СМИ, освещавших конфликт: в частности, «Эха Москвы», Русской службы Би-би-си и признанных СМИ-иноагентами «Медузы», телеканала «Дождь», «Медиазоны» и Deutsche Welle.
*Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 53 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.