К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Россия может столкнуться с дефицитом серверного оборудования в ближайшие месяцы

Фото Balint Porneczi / Bloomberg via Getty Images
Фото Balint Porneczi / Bloomberg via Getty Images
Российский бизнес может ощутить нехватку серверов и комплектующих для них в ближайшие 3-6 месяцев из-за санкций США. Решением проблемы может стать серый импорт или переход на китайское оборудование, считают эксперты. Импортозамещение не сможет удовлетворить весь отечественный спрос, полагают они

Бизнес под угрозой

Россия в ближайшие 3-6 месяцев может столкнуться с дефицитом серверного оборудования. Об этом Forbes рассказали источник в системном интеграторе и источник, близкий к производителю серверного оборудования, информацию о возможном дефиците также подтвердил представитель системного интегратора «Ланит-Интеграция» Павел Сварник. По словам источника в системном интеграторе, у российских дистрибуторов IT-оборудования запасов иностранных компонентов для серверов должно хватить на три месяца производства оборудования на территории России. Дистрибьюторы OCS Distribution, «Марвел-Дистрибуция» и «Мерлион» отказались от комментариев. Собеседник издания, близкий к одному из производителей серверного оборудования, говорит, что если Россия продолжит существовать в «блокадном» режиме, то дефицит серверов появится не ранее чем через полгода.

Серверное оборудование — это базовая инфраструктура, в частности, для бизнес-приложений (бухгалтерии и других сервисов, в которых требуется хранение больших объемов данных), поэтому дефицит почувствуют все бизнесы: банки, ретейлеры, промышленные предприятия и госкомпании, говорит первый собеседник в системном интеграторе.

Если на рынке образуется дефицит, то он ударит абсолютно по всем компаниям в технологичных сферах, поскольку серверное оборудование отвечает за хранение, обработку и передачу данных, согласна председатель совета Ассоциации производителей электронной аппаратуры и приборов Светлана Апполонова.

 

Массового дефицита серверного оборудования, скорее всего, не случится — сначала бизнесы используют запасы дистрибуторов,  а потом на рынок выйдут китайские производители «железа», которые не испугаются санкционного давления: это будут неизвестные компании, а, возможно, основную долю рынка займет Huawei, находящийся под санкциями США, считает Апполонова. Однако сейчас китайское оборудование может быть технически несовместимо с уже существующими американскими IT-системами, и на решение этой проблемы также потребуется время, предполагает источник в одном из системных интеграторов.

Представитель российского производителя компьютерного оборудования Depo Computers отказался от комментариев, сославшись на «неопределенность на рынке». В производителе серверов и систем хранения данных Yadro не ответил на запрос Forbes, по существу. Представители российских компаний-разработчиков компонентов для серверов Kraftway, «ICL Техно», «Аквариус», «Байкал Электроникс» и МЦСТ не ответили на запросы Forbes.

 

После санкций

Основные причины дефицита на рынке серверов — остановка поставок оборудования с зарубежными процессорами в Россию, а также отказ от производства процессоров отечественной разработки тайваньской TSMC, говорит директор Центра стратегического развития компании «Ланит-Интеграция» Павел Сварник. TSMC — крупнейший производитель чипов и полупроводников в мире, который 25 февраля объявил о приостановке работы в России из-за «военной спецоперации»* на Украине. На заводах TSMC производили свои процессоры отечественные разработчики, в частности «Байкал Электроникс» и МЦСТ. 

В ноябре 2021 года «Байкал Электроникс»  объявил, что планирует протестировать сборку своих процессоров на заводе GS Group в Калининградской области. Тогда гендиректор «Байкала» Андрей Евдокимов рассказывал, что сборка на территории России будет дешевле, чем на зарубежных фабриках. 

В России собирают отечественные серверы, но все ключевые компоненты (центральный процессор, модули памяти, жесткие диски) — импортные, поскольку в России они не производятся, говорит второй источник в системном интеграторе. По его словам, возобновить поставки или заместить их локальными продуктами не получится даже в среднесрочной перспективе. Эффективность и производственные мощности отечественных производителей не смогут удовлетворить все потребности бизнеса в серверах, отметил собеседник Forbes.

 

После того как США и страны ЕС ввели санкции против России, в том числе и экспортный контроль, свою деятельность приостановили крупные поставщики серверного оборудования — Dell, Hewlett Packard Enterprise, IBM и Cisco. По итогам IV квартала 2021 года крупнейшим поставщиков серверов в России стал Dell Technologies, за ним идут Hewlett Packard Enterprise и российская Yadro. Объем российского рынка серверного оборудования в IV квартале 2021 года вырос на 4,1% в штуках и 28,8% в деньгах по сравнению с аналогичным периодом 2020 года и достиг 50 199 серверов, или $530,29 млн, по данным IDC. Компания не раскрыла данные по итогам 2021 года, при этом в 2020 году объем рынка достиг $1,319 млрд. 

Кроме того, в России могут возникнуть проблемы с комплектующими для уже имеющегося оборудования зарубежных производителей, указывает Сварник из «Ланит-Интеграция». По его словам, это коснется компонентов, которые часто выходят из строя — жестких дисков, оперативной памяти или блоков питания. Часто заменить сломанный компонент аналогом от другого производителя нельзя, соответственно выход из строя нескольких жестких дисков может привести к сбою всего вычислительного комплекса, предупреждает он.

Из-за санкций наиболее актуальная задача на рынке сейчас — сохранить устойчивость уже существующей инфраструктуры - телекоммуникационных сетей и центров обработки данных, считает исполнительный директор Ассоциации российских разработчиков и производителей электроники Иван Покровский. Добиться этого можно за счет перехода на независимые каналы поставок (через неавторизованных вендором поставщиков в любых странах) оборудования и комплектующих, а также за счет импортозамещения. При этом основные риски связаны с тем, что значительную часть IT-систем в России фактически контролируют зарубежные производители оборудования (например, Dell или Hewlett Packard Enterprise), и при необходимости они могут дистанционно отключить серверное оборудование, полагает Покровский.

В долгосрочной перспективе и госкомпаниям, и бизнесу придется замедлять собственные программы цифровой трансформации, исходя из того, что требуемого оборудования в необходимом объеме может и не быть, считает Покровский.

Один из вариантов решения проблемы дефицита — серый импорт оборудования и комплектующих из стран, которые не присоединились к санкциям, говорит третий  собеседник в системном интеграторе. Уже сейчас многие компании закупают оборудование в Казахстане, уточнил он. Эту информацию подтвердил четвертый источник в системном интеграторе: «Сотрудники российских ИТ-компаний уже занимаются организацией поставок оборудования из Казахстана, Армении и Сербии».

 

Конкурентный рынок

В 2021 году на рынке серверного оборудования появился новый игрок — совместное предприятие (СП) «Яндекса», «Ланита», Gigabyte и ВТБ. В мае компании объявили о строительстве завода по производству серверов, систем хранения данных, компонентов умных устройств и других деталей и вложили в производство более 1 млрд рублей. Предполагается, что эти сервера «Яндекс» будет использовать в собственных дата-центрах, а также продавать.

Первый сервер на собственном заводе «Яндекс» планирует выпустить до конца 2022 года. В ноябре 2021 года управляющий директор «Яндекса» Тигран Худавердян рассказывал Forbes, что СП выпустило на контрактном производстве первую партию из 200 серверов под брендом Openyard. Тогда же он отметил, что причина строительства собственного завода — возможность продавать устройства компаниям, которым необходимы именно российские серверы, например госкомпаниям. Еще до открытия завода «Яндекс» планировал частично перенести производство своих серверов из Китая и Тайваня в Россию. Представитель «Яндекса» отказался комментировать возможный дефицит компонентов для серверов.

Производить собственные сервера на базе процессоров Intel и с использованием технологий Huawei также планировал системный интегратор Т1 (ранее «Техносерв»), сообщал в сентябре 2021 года РБК со ссылкой на источники. Один из собеседников издания тогда рассказал, что компания также рассматривает возможность разработки собственного сервера с нуля, «но такой вариант потребует времени». Компания видела перспективы рынка серверов в России потому, что это растущий рынок, драйвером которого является импортозамещение, объяснил он. Представитель Т1 не ответил на запрос Forbes.

*Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 53 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+