К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Как переход к NFT превратил разработчика мобильных игр в многомиллиардную корпорацию

Phantom Galaxies
Phantom Galaxies
Ят Сиу почти без сил. В последнее время 49-летний предприниматель из Гонконга и инвестор, родившийся и выросший в Австрии, спит не больше пары часов в сутки. Но он не может усидеть на месте, когда слышит вопрос о своем игровом бизнесе на блокчейне Animoca Brands

В черной куртке с капюшоном и очках, он беспорядочно жестикулирует, рассказывая о славном будущем, которой он видит для игровой децентрализации и прав на цифровую собственность. «Возможно, мы даже сможем изменить отношение людей к классическим формам капитализма», — говорит Сиу.

Это будущее, в котором царят невзаимозаменяемые токены (NFT) и технология блокчейн, уже стало спасением для Сиу. Чуть более четырех лет назад у Animoca Brands возникли проблемы. Доходы крошечного бизнеса мобильных игр, который он основал в январе 2014 года вместе с Дэвидом Кимом, бывшим партнером Softbank и бывшим генеральным директором компании Mail.com, упали на 25%, до $5,2 млн, а его рыночная капитализация (как ни удивительно, акции Animoca Brands торговались на Австралийской фондовой бирже) составляла меньше $6 млн.

В 2017 году Сиу наткнулся на CryptoKitties — одну из первых торговых площадок на основе блокчейна, где пользователи покупали, продавали и коллекционировали виртуальных питомцев. Он поддался общей лихорадке и инвестировал в материнскую компанию сервиса со штаб-квартирой в Ванкувере, Dapper Labs (тогда известную как Axiom Zen). Сейчас компания оценивается в $7,6 млрд. Это положило начало портфелю, который сейчас включает в себя более 150 вложений, связанных с NFT. Сегодня Animoca Brands владеет долями в большинстве самых крупных и успешных компаний в мире NFT, включая OpenSea (крупнейшая торговая площадка для NFT, ее выручка за 2021 год оценивается в $375 млн), Dapper Labs (создала платформу НБА Top Shot, с ноября 2020 года на ней были проданы баскетбольные «моменты» на сумму около $1 млрд) и Sky Mavis (разработчик игры Axie Infinity, которая стала блокбастером в прошлом году и оценивается в $3 млрд).

 

«Думаю, нас только в Антарктике нет», — смеется Сиу.

В середине января Animoca Brands привлекла почти $360 млн при оценке в $5,4 млрд, увеличив более чем в два раза октябрьский результат — $2,2 млрд. По оценкам Forbes, Сиу владеет долей 10% стоимостью почти $500 млн. В числе инвесторов были Liberty City Ventures, Soros Fund Management и Winklevoss Capital. Сообщается также, что Animoca Brands ведет переговоры с международной инвестиционной фирмой KKR, чтобы добавить еще около $140 млн к январскому раунду. После сложного периода в 2017 году компания увеличила штат с 57 до более чем 600 сотрудников. За первые девять месяцев 2021 года выручка Animoca Brands составила $670 млн, причем примерно $530 млн — это прирост цифровых активов и вложений. На конец ноября ее запасы коинов оценивались почти в $16 млрд.

 
Ят Сиу (Фото Kevin Abosch)

В прошлом году мировой рынок NFT вырос до $25 млрд, тогда как в 2020 году его объем равнялся $100 млн. По данным NFT-трекера DappRadar, пятая часть приходится на видеоигры. Значительная часть развития происходит в странах вроде Филиппин, где игроки с низким доходом освоили модель «играй и зарабатывай», который может приносить им стабильный доход в несколько долларов в день. Западные игроки не так охотно принимают этот тренд. Блокчейн-игры — это либо будущее рынка видеоигр объемом в $200 млрд, либо очередной пузырь, который вот-вот лопнет. С учетом размеров портфеля Animoca Brands многие осторожные инвесторы ждут успеха (или провала) предприятия Сиу, чтобы протестировать жизнеспособность блокчейн-игр.

«Очень редко выдается возможность повлиять на целую отрасль, — говорит Сиу. — Это совсем не то, что видеть поднимающуюся волну и шанс поучаствовать. Сейчас можно повлиять на отрасль так, чтобы, как мы по крайней мере надеемся, все оказались в выигрыше».

Идея в основе блокчейн-игр существует уже давно и появилась во времена процветающих экономик многопользовательских онлайн-игр начала 2000-х годов, таких как World of Warcraft и более поздний проект, прототип метавселенной Second Life, где была собственная цифровая валюта (Linden Dollar) и где в 2006 году произошел первый бум (а затем крах) виртуальной недвижимости. Блокчейн-игры — это массовая ставка на идею «настоящей цифровой собственности», согласно которой игроки могут покупать и продавать предметы (например, уникальную одежду или мечи с суперспособностями) внутри игры и где эти активы существуют (на блокчейне) независимо от игры. Можно только гадать, как это сработает на практике в отрасли, где конкурирующие разработчики игр не могут договориться даже о самых фундаментальных общих стандартах (ведутся споры о том, какое направление движения следует называть «вверх»), однако один вариант применения NFT-игр уже набрал популярность — модель «играй и зарабатывай».

 

Взять, к примеру, The Sandbox — мобильную игру, которую Animoca Brands приобрела в 2018 году и превратила в блокчейн-продукт. Игрок может купить виртуальный участок примерно за $4000, заполнить его зданиями, предметами или персонажами по своему вкусу и продать дороже, просто за счет потраченного времени. Animoca Brands получает комиссию с каждой сделки. У The Sandbox тоже есть собственная игровая валюта, SAND, которая обладает ценностью в реальном мире: по данным CoinMarketCap.com, ее рыночная капитализация сейчас равняется $4,5 млрд. Animoca Brands не получает роялти с токена, но накопила запасы, которые отражаются в ее отчетности

«При создании игр никто не думает, что мы можем дать пользователям, — говорит Сиу. — Это всегда был просто бизнес».

Сиу с раннего возраста увлекался технологиями. Его детство прошло в 1980-е годы в Вене, где он чувствовал себя аутсайдером из-за своих китайских корней. Спасением от одиночества стали компьютеры и зарождающийся интернет.

Он научился программировать на одном из первых компьютеров Texas Instruments — по его словам, «переоцененном калькуляторе» — а позже перешел на Atari ST. Подключив клавиатуру с помощью MIDI-порта, юный Сиу начал публиковать онлайн программное обеспечение для композиторов. Не зная о его возрасте, сотрудники Atari связались с ним, чтобы обсудить предложение о работе, и были потрясены, когда он появился в австрийском офисе компании. Тем не менее его работы понравились им настолько, что его наняли в качестве консультанта.

Бросив колледж и поэкспериментировав с десятком предприятий, в 1998 году Сиу основал гонконгскую email-компанию Outblaze. Это был его первый крупный успех. В 2009 году он продал облачное подразделение компании IBM за сумму, которая исчисляется сотнями миллионов. Большую часть этих денег Сиу использовал, чтобы рекапитализировать компанию во время последовавшего экономического кризиса.

 

Вдохновение для следующего проекта пришло из неожиданного источника. Устав таскать за собой кипу карточек Baby Einstein для своего первого ребенка, Сиу попросил команду Outblaze разработать мобильное приложение. Его скачали около 20 млн раз, в результате чего в 2011 году он основал Animoca, дочернюю компанию Outblaze, для разработки игр. Переименованная в Animoca Brands, она была зарегистрирована в 2015 году на Австралийской фондовой бирже.

Путь не был легким. В 2012 году Apple, одна из крупнейших дистрибьюторских платформ Animoca, внезапно без объяснений удалила все игры компании из App Store. Сиу подозревает, что Apple расценила его стратегию запуска новой игры каждую неделю как спам. Компания перешла на производство детских игр по лицензии популярных брендов, таких как Thomas & Friends, и вернулась в App Store в 2013 году, оставаясь там до тех пор, пока Apple не нанесла сокрушительный удар, убрав отдельную категорию. Apple не ответила на просьбу дать комментарии. К 2017 году Animoca Brands была банкротом.

Тогда сооснователь игрового стартапа, в который инвестировал Сиу, рассказал ему о своем новом NFT-проекте — CryptoKitties. Виртуальные кошки моментально стали так популярны, что спустя месяц после запуска, в декабре 2017 года, они чуть не обрушили блокчейн Ethereum. Через несколько месяцев просел и крипторынок, что привело к криптозиме 2018 года, когда биткоин и эфир недолгое время торговались всего по $3200 и $87 соответственно.

Сиу не сдавался. Он встретился, по его выражению, с «250 фанатиками, которые просто хотели поесть за наш счет» на NFT-конференции в Гонконге. Сиу воспользовался форумом, чтобы наладить отношения с компаниями, которые позже стали одними из самых удачных его вложений — OpenSea, The Sandbox и Decentraland (виртуальная игра о недвижимости, где районы копировали места вроде Лас-Вегаса).

 

Переход к криптовалютам привлек к Сиу пристальное внимание Австралийской фондовой биржи, которая с осторожностью относилась к цифровым активам. Биржа поставила его перед жестким выбором: отказаться от криптовалют или уйти. «Было страшно, — говорит Сиу. — После делистинга ни одна биржа на тебя не посмотрит». В марте 2020 года Animoca Brands покинула биржу. Формально компания остается «публичной, но не размещенной на бирже», то есть она функционирует как частная компания с примерно 2500 участниками.

Какой бы перспективной ни была эта технология, мир пока не решил, как регулировать использование криптовалют и NFT. Неоднозначная модель «играй и зарабатывай» и использование игровых валют вызывают пугающие ассоциации с азартными играми, манипулированием рынками и эксплуатацией работников в менее развитых странах, которые часто арендуют NFT у игроков в более развитых странах в обмен на долю от своих доходов.Некоторые игроки Axie Infinity, живущие в основном на Филиппинах, цифровая стрелялка — главный источник дохода.

В прошлом году в Конгрессе США рассматривались 35 законопроектов о криптовалютах и блокчейне. Из них только один был принят, хотя Австралийская фондовая биржа объявила, что планирует разрешить торги криптовалютами и криптовалютными ETF. Block Джека Дорси (ранее известная как Square) зарегистрировалась там в январе. «Это слишком масштабно, чтобы игнорировать», — говорит бывший сотрудник Австралийской фондовой биржи Грег Медкрафт.

Не все настроены так же оптимистично, как Сиу. Самсон Моу, главный технолог компании Blockstream, которая разрабатывает продукты для хранения и пересылки биткоинов, говорит, что экономика «открытой метавселенной» или набора взаимозаменяемых виртуальных миров работает против игровых компаний. «Если Call of Duty продаст вам какое-то оружие, Ubisoft не захочет, чтобы вы приносили его в Rainbow Six, потому что это сокращает их продажи объектов, — говорит Моу. — Не могу представить, что это будет работать так, как предсказывают, в духе [романа] «Первому игроку приготовиться», где вы беспрепятственно перемещаетесь». Моу добавляет, что блокчейну далеко до подлинной децентрализации. Например, Ethereum, сеть, на которой работают почти все NFT-игры, сильно зависит от Amazon Web Services.

 

Многое кажется преходящим. По данным CoinMarketCap.com, основной токен Axie Infinity, AXS, за последние три месяца подешевел на 60%. Генеральный директор Electronic Art, Эндрю Уилсон, который ранее выражал интерес к рынку NFT, изменил свою позицию на последнем звонке с инвесторами. Компания Valve, которой принадлежит популярная игровая платформа Steam, в октябре запретила блокчейн-игры и NFT. Генеральный директор Microsoft Gaming Фил Спенсер сказал, что NFT-игры «направлены скорее на эксплуатацию, чем на развлечение».

Пока ведущие игровые компании мира сомневаются, Сиу настроен решительно. Он охотно рассказывает о Phantom Galaxies, будущей игре для ПК и Mac от Animoca Brands, которая, по его словам, по качеству может состязаться с играми Triple-A на приставках вроде PlayStation 5 и Xbox Series X. Не считая неудачной попытки Ubisoft, еще ни один крупный издатель не пробовал заниматься блокчейн-играми. Но дерзость этого решения говорит сама за себя.

«Думаю, Triple-A уже здесь, и ситуация будет только улучшаться, — говорит Сиу. — Это будет грандиозно».

Перевод Натальи Балабанцевой

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+