Производство лития и криптоактивы: куда направить венчурные инвестиции в 2022 году
Риски неизведанных вод
За последние годы размеры балансов центробанков выросли до исторических высот, и пока этот рост все еще продолжается. За 2020 год Федеральная резервная система (ФРС) США, Европейский центральный банк (ЕЦБ) и Банк Японии увеличили свои балансы на $8 трлн. Размах становится более понятным, если посмотреть на тот факт, что 80% всех долларов в обращении были напечатаны в период с января 2020 года по октябрь 2021-го.
Макроэкономисты предупреждали, что такая беспрецедентная накачка ликвидностью действительно поддержит экономики на какое-то время, но не пройдет незамеченной, а вызовет самые серьезные перекосы по всей системе. Дисбалансы сложились угрожающие: реальные доходности по многим классам активов стали негативными, резко пошла в рост инфляция, подорожали недвижимость, биржевые товары и продовольствие. На рынке акций мультипликаторы и кредитные плечи достигли космических высот. На рекордных уровнях — корпоративные байбэки (выкуп собственных акций) и операции инсайдеров. Мировая экономика уже который год плывет в неизведанных водах.
Продолжительная высокая инфляция в долларе может начать подрывать его статус глобальной резервной и расчетной валюты. В какой-то момент многим правительствам станет совсем невыгодно хранить резервы в дешевеющих долларах, а в международной торговле начнутся проблемы с заключением долгосрочных контрактов, ибо высокая инфляция лишит доллар доверия. Продолжительные негативные реальные доходности по бондам могут обанкротить пенсионные системы развитых стран, так как обычно пенсионные фонды и страховые компании хранят огромные средства в «надежных» облигациях. Размеры государственных долгов достигли таких высот, что дефолты ведущих правительств уже больше не кажутся невозможными.
Идеальный шторм
В долларовой инфляции сложился идеальный шторм, когда наложились друг на друга сразу несколько причин. Кроме долгого количественного смягчения, в процесс добавились следующие драйверы: разрыв глобальных цепочек поставок из-за пандемии и вызванный этим дефицит товаров и рост цен на них, скопление избыточных сбережений у граждан из-за щедрых пособий, порожденный пандемией феномен раннего массового ухода на пенсию и вызванный этим рост зарплат, рост цен на энергоносители — отчасти из-за недоинвестирования прошлых лет, отчасти из-за ESG-повестки. Часть этих драйверов уйдет вместе с пандемией, но часть останется и после.
Обуздать инфляцию можно резким подъемом ставок, но это может опрокинуть ослабевшие от ковида экономики в рецессию и сделать обслуживание государственных и корпоративных долгов проблематичным. Этого нельзя допустить, так как Китай продолжает «наступление» и грозит перехватить глобальное доминирование. Выходит, что и сильно повышать ставки тоже нельзя. Ситуация патовая, но так или иначе решение о подъеме долларовых ставок назрело, и его придется принимать, иначе всему развитому миру придется вспомнить, что у инфляции бывают такие плохие эпитеты, как «галопирующая» и «гипер».
Какое-то время развитые страны могли экспортировать инфляцию в развивающиеся экономики, серьезно ослабляя местные валюты. Центробанки развивающихся экономик ответили подъемом ставок, но вот теперь ФРС, ЕЦБ и Банк Англии дружно заявили о сворачивании мер монетарной поддержки и подъеме ставок. Банк Англии уже поднял ставку с 0,1% до 0,25%.
Эти тенденции затронут и венчурную индустрию, которую ждут «взросление» и усложнение.
Альтернативные активы
Многие классы традиционных активов стабильно показывают негативную доходность (особенно валюты, облигации, акции «старой» экономики), и этот факт вынуждает управляющих искать для капитала точки приложения в альтернативных классах. Крупный капитал за последние два-три года испытал значительную миграцию. Кратно выросли вложения в акции частных компаний, операции LBO (приобретение контрольного пакета акций компании с помощью заемных средств), акции стартапов, инструменты небанковского кредита, криптовалюты и криптоактивы. Венчурное инвестирование переживает настоящий расцвет, ведь раньше о таком наплыве ликвидности не приходилось и мечтать. Сейчас щедро финансируются самые фантастические идеи и направления.
Рост требований к стартапам
Что бы ни делали сейчас центральные банки, инфляция все равно останется повышенной. Процесс перетекания капитала в альтернативные активы продолжится, хотя местами картина будет значимо меняться.
- Если раньше все акции росли на волне ликвидности и инвесторам можно было особо не утруждать себя глубоким анализом кейсов, то теперь ликвидности станет меньше, мультипликаторы будут корректироваться, подчас болезненно.
- Стартапам будет уже не так легко привлекать деньги, многих из них попросят показать результаты прошлых значительных вложений.
- Так как подбирать активы в портфель надо будет куда более тщательно, то и инвесторы, число которых значительно возросло за последние два года, начнут искать управляющих, способных не просто предложить какие-то сделки, а мыслить нестандартно и смотреть за горизонт.
- Одновременно традиционные венчурные капиталисты будут ощущать нарастающую конкуренцию за перспективные идеи со стороны таких инструментов финансирования, как соглашения SAFE, схемы SPAC, венчурные долги, краудфандинг.
Импульс роста
Бенефициаром количественного смягчения все эти годы была экономика США. С одной стороны, инъекции новых долларов поддерживали внутренний спрос через дешевое кредитование. С другой, они вытягивали ресурсы из развивающегося мира, так как у таких стран не происходило пропорционального роста долларовой массы. Они все это время беднели по сравнению с США. Американские активы стали очень дорогими, в том числе и по этой причине.
Предстоящий разворот ситуации вызовет вероятный импульс роста богатства в развивающихся странах, и как раз за ситуациями в них надо пристально наблюдать. Я вижу множество возможностей для венчурного инвестирования в Азии, особенно в Индии, а также в Восточной Европе. Все больше новостей приходит из Африки.
Индустрии будущего
В индустриальном разрезе внимание привлекают проекты вокруг метавселенной, криптоактивы и связанные с ними сервисы, космос, новые финтехи. Также надо будет смотреть на прямых бенефициаров инфляции, в том числе среди недоинвестированных секторов «старой» экономики. Например, это может быть производство товаров длительного пользования, а также востребованные в новой экономике ресурсы, например, связанные с производством компонентов для электрических аккумуляторов и автомобилей: литий, графит, марганец, кобальт. По мере вытеснения двигателей внутреннего сгорания и общего энергоперехода спрос на новые материалы будет только нарастать.
Так что в ближайшие годы индустрия альтернативных вложений будет продолжать получать крупный капитал под управление, но будет и серьезно усложняться в плане инструментария, географии, индустриальной специализации и требований к управляющим активами.