Как инженер из Airbnb раздал арендодателям $250 млн и заработал $10 млрд
$250 млн на 4
Весной 2020 году Нейт Блечарзик, сооснователь и стратегический руководитель интернет-сервиса Airbnb, был на грани провала.
Пандемия коронавируса нанесла удар по Airbnb, одной из самых быстрорастущих и дорогих частных компаний мира. Миллионы клиентов в одночасье отменили бронирования. Поток новых иссяк. Выручка Airbnb упала примерно на 80%. Чтобы оставаться на плаву, компания срочно привлекла $2 млрд от инвесторов. Теперь сооснователь и CEO компании Брайан Чески хотел, чтобы Блечарзик отдал $250 млн арендодателям, которые пострадали из-за пандемии. «Брайан — решительный лидер, который постоянно вынуждает тебя выходить из зоны комфорта, — со смехом говорит Блечарзик. — Он хотел сделать что-то очень значимое для хозяев жилья и считал, что $250 млн — это подходящее решение».
Это не устраивало финансистов Airbnb, которые опасались непредвиденных проблем, которые могли быть спровоцированы программой экономического стимулирования, придуманной Чески. Поэтому Блечарзику пришлось вновь превращать идею Чески в рабочий план.
Раздать $250 млн примерно 4 млн арендодателям сложнее, чем кажется. Airbnb нужен был способ распределить средства так, чтобы они не оказались у слишком малого числа арендодателей, но одновременно не были поделены на столь малые суммы, что сделало бы жест бессмысленным. Важно было, как это решение будет выглядеть для инвесторов и рынка (Airbnb планировала IPO). В конец концов компания собиралась раздать более 10% суммы, которую она только что привлекла. «Как разработать программу, которая позволяла бы помочь владельцам жилья и одновременно сохранить контроль, чтобы мы не слишком поспешили в ситуации огромной неопределенности?» — говорит Блечарзик.
Он погрузился в данные и компьютерные модели, проанализировал число отмененных поездок, составил прогноз будущих отмен, подсчитал размеры потерянной выручки и классифицировал владельцев жилья по степени жесткости их политики отмены бронирований и размеру сдаваемого жилья (владельцам небольших квартир отдавался приоритет). С помощью этой модели Блечарзик за три недели распределил $250 млн. Более 650 000 собственников жилья получили 25% от потерянного дохода. «Я был редактором процесса, заботился о том, чтобы мы не принимали поспешных решений, и призывал команду мыслить масштабнее, — говорит Блечарзик. — Мне нужно было найти баланс между желанием Брайана сделать что-то внушительное и созданием конкретной программы».
«Директор по всему техническому»
Блечарзик управлял созданием онлайн-платформы Airbnb. Его первая должность в компании называлась «директор по всему техническому», в последние 13 лет он превращал амбициозные идеи его сооснователей-гуманитариев в рабочие продукты Airbnb. CEO Чески — жесткий лидер, который занимается привлечением средств и рекламой. Сооснователь Джо Геббиа — художник, который руководит новой дизайн-студией Airbnb, Samara, и благотворительным подразделением Airbnb.org. Блечарзик, который редко дает интервью, погружается в данные и модели, чтобы разработать программы, которые превратили бывшее приложение для каучсерфинга в корпорацию стоимостью $110 млрд. По мере развития компании он посвящал свое время созданию систем для укрепления доверия и безопасности. Его последний проект, City Portal, — это собрание инструментов и дашбордов, нацеленных на улучшение зачастую непростых отношений Airbnb с местными властями.
Сочетание компетенций трех руководителей оказалось удачным для Airbnb. «Троица основателей — важный элемент отношений Airbnb с инвесторами и сотрудниками, — говорить Кевин Копельман из Cowen. — Очевидно, что их видение проявляется во всем, что делает компания». После темных дней первых локдаунов Airbnb воспряла. Компания быстро сократила издержки (в 2020 году она уволила 25% сотрудников) и сместила фокус с допандемийных проектов. Чтобы адаптироваться к новому гибридному миру, Airbnb сделала бронирования более гибкими и привлекла множество объектов вдалеке от городов, которые лучше подходят для долгосрочного пребывания и удаленной работы.
В декабре 2020 года Airbnb вышла на биржу, и в первый же день торгов ее акции выросли на 112%. С тех пор они прибавили еще 13% (индекс S&P 500 вырос на 27%). Рыночная капитализация Airbnb равняется $100 млрд — больше, чем у Marriott, Hilton и Hyatt вместе взятых. Благодаря скачку акций Блечарзик стал обладателем состояния в $10 млрд.
12-летний программист
Блечаржик вырос в районе Бостона Вест-Роксбери, где его отец, инженер-электрик, с ранних лет начал учить сына работать с компьютерами. В 12 лет Блечаржик заболел и остался дома. Тогда-то он и нашел книгу по программированию, благодаря которой научился писать простые скрипты. Вскоре он уже поглощал 500-страничные руководства по программированию на Q-basic, изучая, как менять код компьютерных игр, таких как SimCity и Civilization. В 14 лет он начал создавать программы интернет-маркетинга для бизнеса по цене $1000 за штуку. В старшей школе он разработал программу и начал продавать лицензии: за пять лет основанный в подвале бизнес принесет чуть менее $1 млн.
Блечарзик изучал информатику в Гарварде. Бизнес научил его двум важнейшим вещам: он мог обучиться любым техническим навыкам, которые были нужны ему, и мог создавать продукты, которые были бы нужны людям. «Это вселило в меня огромную уверенность, и я встал на путь предпринимательства», — говорит он.
После Гарварда он пошел в Opnet, вашингтонскую фирму по разработке программного обеспечения для предприятий, занимавшуюся разработкой приложений на базе Windows для бизнеса. Ему надоели старые проекты и медленные процессы, и он присоединился к образовательной технологической компании в Сан-Франциско. Блечарзик познакомился с будущим соучредителем Джо Геббиа через объявление на Craigslist о сдаче квартиры в Сан-Франциско. Вскоре он присоединился к Геббиа и Брайану Чески в знаменитом инкубаторе стартапов Y-Combinator, создав продукт, который поможет людям без страха бронировать чужие дома. «Как инженер, я всегда умел брать что-то высокоуровневое и абстрактное и сводить это в программу, — говорит Блечарзик. — Нужно разбить проблему на части и действовать». Блечарзик написал исходный код, построил финансовые модели, создал платежную систему Airbnb и помог Airbnb выйти на ведущие рынки.
Данные, ничего кроме данных
Аналитический подход Блечарзика способствовал быстрому росту Airbnb. В начале пути команда сомневалась, следует ли фокусироваться на увеличении числа клиентов или на увеличении числа объектов. Блечарзик проанализировал данные о ключевых рынках Airbnb: Нью-Йорке, Сан-Франциско и Лос-Анджелесе — в поиске закономерностей и причинно-следственных связей. Он пришел к двум основным выводам. Новые объекты способствовали росту спроса, и как только в городе появлялось более трехсот объектов, что-то щелкало, и рынок рос сам собой. «Тщательно изучив данные, мы изменили постановку проблемы. Мы упростили цель: теперь наша задача заключалась не в том, чтобы развивать компанию по всей стране, а в том, чтобы получить по триста объектов в важнейших туристических городах». План сработал. Объекты Airbnb появились во всех крупнейших городах США.
Теперь надо было заняться экспансией Airbnb в Китай и созданием программ для решения вопросов, связанных с доверием, безопасностью и муниципальным законодательством. Одним из проектов стала система предотвращения шумных вечеринок, которые давно вызывали у Airbnb репутационные проблемы. Буйные празднества, хоть и редкие, привлекали к себе непропорциональное количество внимания. И снова Блечарзик закопался в данные, чтобы найти закономерности.
Его анализ показал, что вечеринки чаще всего устраивали гости моложе 25 лет, которые жили недалеко от объекта и бронировали его в последний момент. Airbnb создала алгоритм, который позволяет блокировать высокорисковые объекты, и ввела ограничения для арендаторов младше 25 лет. С тех пор число вечеринок сократилось. «У Airbnb очень высокий индекс потребительской лояльности, и наши опросы показывают, что клиенты чрезвычайно довольны, — говорит Копельман из Cowen. — Когда на платформе возникали какие-либо инциденты, Airbnb вводила новые правила, нанимала новых сотрудников и устанавливала новые процессы, чтобы минимизировать негативный опыт».
Недавно Блечарзик создал программу, чтобы подружиться с местными властями — от жилищной политики напрямую зависит бизнес Airbnb. С момента запуска у Airbnb часто возникали противоречия с политиками по поводу безопасности, регулирования, предложения на рынке жилья и налогообложения. Каждый такой конфликт становится для Airbnb уникальной проблемой, которая требовала много времени, денег и ресурсов. Поскольку законы и политические лидеры часто менялись, Airbnb не успевала реагировать на новые требования.
Чтобы разработать более эффективный план, Блечарзик собрал руководителей различных подразделений Airbnb и спустя год создал цифровой продукт с функциями, которые были особенно актуальны для сотен муниципальных правительств. Прошлой осенью Airbnb запустила дашборд City Portal, на котором муниципалитеты могут увидеть всех арендодателей в своем районе и узнать, откуда приезжают гости Airbnb, какой доход получают собственники жилья и сколько туристы вкладывают в местную экономику. Есть также инструменты, которые позволяют городам выдавать разрешения, находить объекты, сданные в аренду незаконно, и создавать горячие линии для выявления нарушений.
Сегодня к системе подключились более ста муниципалитетов. Блечарзик говорит, что внутри компании мнения по поводу City Portal разделились. «Мы хотим, чтобы власти ощущали нашу поддержку, а не испытывали раздражение, — говорит Блечарзик. — Это важно в долгосрочной перспективе. Поскольку мы становимся заметной международной платформой, города захотят иметь такой уровень контроля. Это дело времени, и лучше действовать проактивно».
Перевод Натальи Балабанцевой