Маркетплейсы обогнали поисковики по числу товарных запросов россиян
Крупнейшие интернет-магазины в 2021 году в ряде категорий опередили поисковики по числу запросов о товарах. Аналитики отмечают, что маркетплейсы становятся новым медиаканалом взаимодействия аудитории с брендами. Сам онлайн-ретейл заявляет о более яркой выраженности этой тенденции в мобильном сегменте
Маркетплейсы начали опережать поисковые сервисы по количеству запросов с целью найти и купить товары. Об этом пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на исследование Mediascope. В нем компания проанализировала поисковые запросы из браузеров, вводимые в адресную строку или на сайтах, а также из ряда мобильных приложений.
Исследования проводилось с 20 сентября по 12 декабря. Изучались данные запросов более 20 000 россиян старше 12 лет в маркетплейсах Aliexpress, Avito, Ozon, Wildberries, «Яндекс.Маркет», в Google Chrome, «Яндекс.Браузере», Firefox, Opera и других браузерах. Маркетплейсы опередили поисковики в стартовых запросах при поиске товаров.
В общем количестве запросов исследуемых FMCG-категорий на десктопе маркетплейсы занимают 40–50%, на поисковики приходится до трети, остальное — на специализированные интернет-магазины и классифайды. В категории «Кофе» соотношение составило 44% запросов на десктопе у маркетплейсов против 32% у поисковиков, в категории «Подгузники» — 50% против 16%.
В Mediascope объяснили тенденцию тем, что потребители стали активнее искать и сравнивать товары сразу на платформах и больше читать отзывы о брендах. В компании считают, что маркетплейсы становятся не только местом покупки, но и новым медиаканалом, местом взаимодействия аудитории с брендами. В «Яндексе» согласились, что представители e-commerce становятся более активными участниками классического поиска.
В 2021 году люди на 50% чаще стали искать в «Яндексе» интересующий товар сразу вместе с названием продающей его площадки, рассказали в компании. Там отметили, что пользователи предпочитают сравнивать товарные предложения минимум на двух площадках. «Так поступает 58% онлайн-покупателей», — уточнили в компании, добавив, что особенно это актуально для товаров с более высоким чеком.
Директор по маркетингу и монетизации Ozon Олег Дорожок отметил, что в мобильной среде, где основное число запросов приходится на приложения маркетплейсов, эта тенденция выражена ярче. «Доля мобильных покупок в 2021 году уже достигла 90%: всего 10% приходится на десктопную версию, так что в мобильном сегменте онлайн-продавцы давно обошли по популярности классические поисковые системы», — заявили в Wildberries. Здесь считают, что маркетплейсы не конкурируют с поисковыми системами, но предлагают «другой сценарий для пользователей».
«Мы не конкурируем с поисковиками, для нас поиск — вспомогательный инструмент к нашему каталогу», — сказали в Avito. В «AliExpress Россия» сообщили, что в ноябре пользователи сделали в сервисе более 110 млн уникальных запросов. В компании отметили, что исследование отразило общемировой тренд. В США Amazon еще в 2018 году обогнал Google по продуктовым запросам, напомнили в онлайн-ретейлере.
Генеральный директор «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров отметил, что товарный поиск будет мигрировать на маркетплейсы. Они много инвестируют в расширение ассортимента, привлечение селлеров и покупателей, совершенствование поиска, добавил эксперт. По его оценке, в России у поисковиков больше шансов удержать аудиторию — в стране «фактически шесть крупных маркетплейсов, тогда как в США явно лидирует Amazon». Бурмистров назвал еще одним конкурентом за товарный поиск соцсети, которые активно развивают e-commerce.