Первая «Экспо» прошла в 1851 году в Лондоне, тогда она называлась — Великая выставка промышленных работ всех народов. С тех пор на ней были впервые представлены изобретения вроде телевидения, мобильного телефона, кетчупа и попкорна, специально были построены Эйфелева башня и один из главных символов Бельгии — Атомиум.
В Эмиратах не стали мелочиться и за несколько лет соорудили одноименный с выставкой новый район города, центром которого стало пространство площадью 5 кв. км. Уже спустя пару дней в Дубае каждый турист, сам того не желая, запоминает, как сказать по-арабски «20». Название конечной станции Expo-2020 говорят на каждой остановке — это направление, обратное центру города.
Метро в Дубае надземное, бесконечные ряды небоскребов на подъезде к выставке сменяются строительными площадками и еще пустыми участками пустыни. Даже учитывая темпы и амбиции руководства ОАЭ, они еще остались. Площадь эмирата 3885 кв. км, что почти в четыре раза превышает площадь Москвы до ее расширения в 2012 году. Город строится вдоль побережья, и район Expo-2020 расположился на самой границе с эмиратом Абу-Даби. Выставка обошлась правительству в $18 млрд, что почти в девять раз превысило расходы Милана на организацию «Экспо» в 2015 году.
По этим цифрам можно понять важность мероприятия для города — весь бюджет Дубая на 2020 год составил $61,35 млрд. По разным оценкам, выставка принесет в казну города от $23 млрд до $33 млрд и увеличит рост ВВП более чем на 4%. «Экспо-2020» была готова принять зрителей еще в прошлом году, но из-за пандемии ее перенесли, а название решили оставить.
Несмотря на то что путешествовать становится все сложнее, за первые два месяца «Экспо» посетили 4,8 млн человек. Все они решили потратить время на то, чтобы разобраться, как 192 страны видят будущее планеты. Главная тема выставки — «создание будущего, соединяя умы». Страны пытаются раскрыть ее через технологии и искусство. Все павильоны разделены на три подтемы: «возможности», «мобильность» и «устойчивое развитие». Блоки сгруппированы в виде трех лепестков с площадью Аль-Васл в центре. Она является главным архитектурным новшеством выставки — организаторы абсолютно заслуженно ставят ее в один ряд с Эйфелевой башней и Атомиумом. Над ней построили самый большой в мире проекционный купол — с наступлением темноты на нем начинают показывать красочные ролики, посвященные подтемам «Экспо», истории эмирата и его лидерам. Аль-Васл — древнее название Дубая, в переводе означающее «связь». Город соединял торговцев со всего мира и продолжает делать на это ставку и сейчас.
За неделю, проведенную на выставке с утра до позднего вечера, мне удалось посмотреть лишь 63 павильона из 192. Очевидно, технически возможно посетить и больше, но по собственному опыту могу сказать, что после шести-семи площадок эмоции иссякают вместе с вниманием, а возможность вдумчиво смотреть на происходящее сильно притупляется. Перед посещением выставки советую трезво оценивать свои силы. Расстояния внутри площадки огромны, также как и очереди. Мой результат в 63 павильона за неделю оказался достижим во многом потому, что я не стоял в очередях и передвигался на гольф-каре.
Я составил маршрут из лучших павильонов, которые реально посмотреть за один день, если купить VIP-билеты, забронировать посещения заранее и арендовать транспорт. Попадая на выставку, все инстинктивно приходят на Аль-Васл — находясь под куполом, проще ориентироваться по карте и понять, в какую сторону идти.
Первая остановка — Великобритания. Этот павильон посвящен искусственному интеллекту и построен из дерева. На частях его фасада появляются и исчезают десятки слов, каждое из которых написано зрителями. Посетители могут оставить свой вклад, написав любое слово в планшетах внутри здания. Из пополняющегося массива данных искусственный интеллект каждую минуту формирует новую поэму. Создатели натренировали алгоритм на 5000 стихов. Каждая новая поэма совершенствует следующую.
Через инклюзивность в павильоне пытались показать, что будущее в руках каждого из нас, а также отметить мультикультурализм, важный для истории страны. Элементы подсветки были придуманы в Бельгии и произведены в Китае, а алгоритм искусственного интеллекта разработали в Калифорнии. Английский павильон получился самым лаконичным и изящным.
Следующий пункт — павильон Саудовской Аравии. Его площадь 13 059 кв. м, что делает его вторым по величине. Он, словно потерпевший крушение огромный космический корабль, нависает над зрителем и давит пугающим масштабом. Его экстерьер состоит из проекционных панелей, которые отражаются в зеркальном полу. Столица страны претендует на проведение выставки в 2030 году, поэтому одной из задач было показать то, что зрители смогут увидеть в Эр-Рияде в случае победы заявки.
В этом павильоне установлены три рекорда Гиннесса: самый большой LED-экран, самый большой интерактивный пол и самая длинная водная инсталляция. Все элементы создают путешествие в традиции и культуры страны. Но основной упор организаторы сделали на создание «вау-эффекта», а не на глубоких смыслах, — после посещения павильона остается ощущение недосказанности, но за свою зрелищность и масштабность он определенно заслуживает попадания в список лучших.
Маршрут стоит продолжить в казахском павильоне. Культуру страны здесь раскрывают через степь — основной ландшафт страны — с помощью проекций и запахов. В следующих залах делают отсылки к Великому шелковому пути и рассказывают о цифровизации страны.
Главная фишка павильона — акробатическое шоу. В нем гимнастка входит в симбиоз с огромной роботизированной рукой. Во время шоу диктор философски размышляет об объединении человеческого разума и искусственного интеллекта. Особый акцент в павильоне делают на важности человеческого капитала для построения экономики будущего. Казахстан стоит посетить хотя бы ради того, чтобы увидеть, как роботов можно будет использовать в настолько классическом виде искусства, как акробатические выступления.
Роботы на выставке выполняют разные функции: раздачу карт, контроль за ношением масок и доставку еды. Наблюдая за тем, с каким усердием они пытаются выполнить свое предназначение, можно сделать предположение, что в будущем не останется работы для промоутеров, полицейских и курьеров.
Четвертый павильон в маршруте — Япония. В любой день недели самые большие очереди на вход были именно здесь. В экстерьере создатели хотели показать культуру оригами, здание создали из элементов, имитирующих бумажные фигурки. Его оснастили уникальной системой охлаждения — для этого вокруг павильона специально построили бассейн. Охлаждающие элементы используют из него воду для поддержания комфортной температуры. По ощущениям внутри получилось создать идеальное соотношение влажности и прохлады.
Длительность шоу — час. На входе зрителям раздают смартфон и наушники, которые позволяют слушать как контент, так и окружающих, и затем просят указать личные данные вроде страны и возраста. Организаторы обещают, что каждый посетитель получит уникальный опыт, исходя из введенных параметров. Ролики об истории страны проецируют на влажные лоскуты ткани, а пар позволяет ощущать этот контент объемным. В одной из комнат находятся трехмерные макеты, рассказывающие о важных сферах современной Японии: от освоения космоса до рыбной ловли. Каждое объяснение начинаешь громче слышать, приближаясь к моделям, а при отдалении звук постепенно ослабевает. В последней комнате каждому показали схему его передвижений по площадке и на основе этих данных сформировали личного персонажа из аниме. Пожалуй, Японии удалось сделать самый запоминающийся и необычный павильон. После его посещения остается стойкое послевкусие путешествия в сказку. Вероятно, того же можно будет ожидать от «Экспо-2025», которое пройдет в Осаке.
Недалеко от японского находится голландский павильон, и он тоже заслуживает особого внимания. Здание в индустриальном стиле сразу переносит в атмосферу портовых городов вроде Роттердама. Лестницы здесь покрыты слоем ржавчины, а интерьер включает грубый красный кирпич. Главный элемент павильона — конус, в котором находятся растения и грибы. Создатели заявляют, что им удалось построить вертикальную ферму и вырастить северные растения в сухом климате, собирая влагу из воздуха.
Для работы павильона голландцы абсорбируют 800 л воды ежедневно. Внутри его им удалось воссоздать местный климат. На входе всем раздают зонтики, которые просят раскрыть. Вместе с дождем на них падает часть проекции, таким образом каждый получает свой личный экран с презентацией будущего Нидерландов. Создателям удалось успешно окунуть зрителя в атмосферу своей страны как в физическом, так и в идейном пространстве. Ради этого путешествия и стоит сюда заглянуть.
Последняя в маршруте Россия. Здание состоит из сотен разноцветных нитей, напоминающих орбиты планет. Этими элементами создатели хотели показать безграничность познания вселенной. В центре шоу установили огромную инсталляцию в виде человеческого мозга. Вокруг нее строится интерактивный рассказ про великие умы прошлого. В оформлении всего здания использованы белые линии — это аллюзия на нейроны.
По замыслу идеи людей соединяют эпохи и формируют счастливое будущее. Особое внимание в нарративе уделяется социальному сознанию и кооперации. Отдельное помещение отвели заявке Москвы на проведение «Экспо» в 2030 году — здесь можно увидеть NFT-искусство, план развития города и копию зеркального моста из парка «Зарядье». Российский павильон получился одним из самых разнообразных. Организаторам удалось убедительно показать, насколько сильно страна хочет принять следующую выставку. Стоит ожидать ожесточенную борьбу с Эр-Риядом.
Вечером обязательно стоит посмотреть на шоу дронов, которое ежедневно устраивают над китайским павильоном. Сотни летающих устройств формируют фигуры, которые видно практически из любого павильона.
Перед выходом с выставки советую обязательно посидеть на главной площади. Ощутить мощь будущего ОАЭ лучше всего получится именно здесь.
«Expo-2020» абсолютно по праву можно назвать главным мероприятием года и без условностей отдать выставке приставку «самый» во всех возможных категориях. Нельзя представить лучшей рекламы для города, который за последние десятилетия так стремительно ворвался в мировые рейтинги по многим параметрам. Кажется, что сами понятия «лучший» и «самый» для местной власти являются вызовами, которые они ежедневно решают с ошеломительным успехом.
Мероприятия такого уровня позволяют дубайцам по праву ставить свой город в ряд с Лондоном и Парижем, которые определяли будущее мира во времена первых выставок.
На «Экспо» стоит побывать каждому, кто готов инвестировать свое время и деньги в то, чтобы понимать, как будет выглядеть мир в будущем, и использовать эти знания для того, чтобы начать строить его вокруг себя уже сейчас.
Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора