К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Беспилотники, метавселенная, климат: главные технологические направления 2022 года

Фото Getty Images
Фото Getty Images
Технологические тренды уходящего года зачастую являлись реакцией на трансформацию жизни из-за распространения COVID-19. Несмотря на надежды о скором окончании пандемии, появление нового штамма «омикрон» показало, что вирус никуда не денется. Директор по стратегическому маркетингу «Яндекса» Андрей Себрант в колонке для Forbes рассказал о технологиях, которые будут активно внедряться в 2022 году под влиянием ковидных изменений

Будущее отбрасывает свои тени: в уходящем году мы явственно видели тени трех глобальных направлений, на которых в 2022-м будут концентрироваться колоссальные финансовые и человеческие ресурсы. Эти тени сами по себе уже достаточно рельефны и проработаны, так что в следующем году эти направления будут нас радовать не только концепциями и экспериментами, но и серьезными масштабными внедрениями, потихоньку меняющими экономику в целом.

Уходящий год во многом проходил под знаком ковида и трендов, которые зачастую являлись реакцией на изменения жизни в условиях разнообразных эпидемиологических ограничений. Достигнутые проценты вакцинации кое у кого породили надежды, что про пандемию скоро можно будет забыть, но «омикрон» быстро напомнил: вирусная угроза навсегда с нами. Планирование устойчивого бизнеса и вообще жизни требует учитывать вполне вероятные ограничения, которые могут быть привычно введены властями в любой момент. Кроме того, пережитый опыт уже массово изменил привычки и психологию миллиардов людей по всему миру.

Интересно с точки зрения влияния ковидных изменений взглянуть на публикуемые в конце года прогнозы признанных аналитиков.

 

Человек — слабое звено

Сейчас в разных местах активно обсуждают красивые названия 12 трендов-2022, опубликованных Gartner.

Легко заметить, что три тренда из 12: седьмой (гиперавтоматизация), девятый (распределенное предприятие) и 11-й (автономные системы), то есть 25% всех важных направлений, явно отражают адаптацию бизнеса к новым реалиям. Автономность в широком смысле слова становится критически важна для обеспечения живучести бизнеса. Она подразумевает максимальную независимость производственного процесса от присутствия людей на традиционном рабочем месте. Все, кто могут работать удаленно, должны уметь это делать и сохранять эффективность. Все, что может функционировать без участия человека, должно быть готово к такому режиму.

 

В уходящем году мы увидели, как в разных странах стартовали тесты или пилотные коммерческие проекты с использованием различного автономного транспорта. Роботов-доставщиков последней мили не случайно называют «будущим доставки еды»: транспортировка товаров первой необходимости должна в первую очередь стать независимой от людей-курьеров. Прошедший год доказал достаточную зрелость технологии, в 2022-м мы увидим масштабирование и конкуренцию этих проектов, развитие сопутствующих рынков: комплектующих и сервисного обслуживания.

Похожая картина наблюдалась и в области локальных пассажирских перевозок: были успешно запущены первые проекты беспилотных такси: в Китае выданы лицензии на оказание соответствующих услуг в некоторых районах, Waymo начал перевозить пассажиров в Сан-Франциско, в России тоже начались пробные перевозки.

В 2022 году мы получим первые данные об эффективности, безопасности и популярности автономных такси; можно ожидать и расширения географии их тестирования, как в мире, так и внутри России.

 

Высокотехнологические конкуренты появятся не только у водителей легкового транспорта: в наступающем году обещают провести первые грузоперевозки автономными машинами по трассе М11. Когда речь идет о грузах, дело не ограничивается наземным транспортом. В нескольких странах мира тестируется доставка грузов беспилотными летательными аппаратами. В США технологию разрабатывают как стартапы, так и крупнейшие ритейлеры Amazon и Walmart.

Оглядываясь на все эти новости уходящего года, можно уверенно прогнозировать, что 2022-й будет очень насыщенным годом для транспортной отрасли: перевозки и людей, и грузов по земле, воде и воздуху все чаще начнут осуществляться автономными устройствами, а это повлечет перестройку всей транспортной инфраструктуры. Первые контуры этой долгой и непростой трансформации отрасли мы увидим в 2022 году, они начнут проясняться по мере поступления реальных данных от пилотных проектов.  

Судьба метавселенной

Не только эффекты пандемии определяли развитие технологий в уходящем году. Громкие заявления Цукерберга о метавселенной как будущем интернета, а в дальнейшем и переименование Facebook в Meta и формулировка новой стратегии компании, посвященной строительству метавселенной, вызвали сильный отклик. Концепция, которая до того считалась связанной лишь с компьютерными играми, приобрела новые смыслы и стала широко обсуждаться как следующий уровень развития всего интернета. Можно быть уверенным, что в 2022 году мы будем свидетелями или участниками множества дискуссий, главной темой которых станет роль новых устройств в создании метавселенной.

Для компании Meta критически важно покончить с зависимостью от чужих платформ (Google и Apple), контролирующих все происходящее на мобильных устройствах. Отчасти этот интерес разделяет и Microsoft. Поэтому рынок шлемов и очков, где пока нет явной монополии, но есть много сильных игроков, ждет очень бурное развитие и выработка новых правил — ведь в метавселенной шлем становится нужен не только для игр, но и для разнообразной работы. Офисные сотрудники, инженеры, разработчики — это пользователи с запросами и привычками далеко не геймерскими, и в 2022-м борьба именно за эту аудиторию будет определять развитие и освоение метавселенной. Потенциал рынка оценивают в $1 трлн и поэтому борьба будет увлекательной.

Технологии и климат

Еще одно событие 2021 года, которое сильно повлияет на технологические тренды 2022-го — глобальный саммит по проблемам изменения климата COP26. Хотя никаких радикальных решений на саммите не было принято, крупнейшие экономики мира пообещали ежегодно вкладывать десятки миллиардов долларов в снижение добычи и использования ископаемых углеводородов, сокращение вырубки лесов, перевод транспорта на топливо без выбросов парниковых газов и прочие мероприятия по снижению нагрева земной атмосферы. 

 

Крупные глобальные корпорации также активно включились в отработку климатической повестки — так что в 2022 году мы увидим множество экспериментов и новых решений в области климатически безвредных технологий. Важно, что здесь, как и в рассмотренной в начале задаче создания автономных решений, огромную роль играет транспорт. Видимо, именно транспортная отрасль сейчас будет центром разнообразных трансформаций, совмещающих решения автоматизации (для достижения автономности) и новых энергетических установок/двигателей, безопасных для климата. Показательным примером является решение властей Калифорнии, обязывающее всех операторов беспилотных перевозок перейти на транспорт без вредных выбросов уже к 2025 году.

Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+