К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Отличились скромностью: как стартап OpenSea вырос до крупнейшего лидера на рынке NFT

Девин Финцер — один из основателей OpenSea (Фото dfinzer/Instagram)
Девин Финцер — один из основателей OpenSea (Фото dfinzer/Instagram)
Считается, что стартапы должны иметь специализацию, но основатели OpenSea добились успеха, построив широкий рынок для создания и торговли всевозможными NFT, будь то искусство, музыка или игры. Теперь, когда они стали обладателями стомиллионных состояний и близки к тому, чтобы войти в клуб миллиардеров, у них появились другие поводы для беспокойства: конкуренты, мошенники и возможный крах криптовалют

В марте 2020 года, когда началась пандемия COVID-19, основатели OpenSea Девин Финцер и Алекс Аталла созвонились, чтобы обсудить ближайшие планы. Их стартап с пятью сотрудниками разработал платформу, на которой пользователи могли создавать, покупать и продавать всевозможные невзаимозаменяемые токены (NFT) — цифровые сертификаты, подтверждающие владение уникальными цифровыми активами вроде предметов искусства и музыкальных произведений в базе данных, известной как блокчейн.

Спустя 26 месяцев после выхода на рынок у компании было всего 4000 активных пользователей, а ежемесячный объем сделок равнялся $1,1 млн, в результате чего месячная выручка OpenSea (с учетом комиссии с продаж 2,5%) составляла всего $28 000. Рынок NFT «казался мертвым», вспоминает технический директор компании Аталла тот разговор. Аталла тогда временно переехал из закрывшегося на карантин Нью-Йорка в дом родителей в Колорадо. «Более того, Rare Bits, прямой конкурент с более щедрым финансированием, только что объявил, что закрывается», — вспоминает он. Партнеры поставили себе цель к концу года во что бы то ни стало увеличить бизнес в два раза — и достигли ее в сентябре.

Второй основатель OpenSea Алекс Аталла (Фото alexatallah/Instagram)

Наконец, в феврале 2021 года рынок NFT вышел из спячки… и случился бум. В июле OpenSea обработала сделки с NFT на сумму $350 млн. В том же месяце в результате раунда финансирования, который возглавила Andreessen Horowitz, компания привлекла $100 млн венчурного капитала при оценке в $1,5 млрд. В августе в разгар лихорадки вокруг NFT объем сделок вырос десятикратно и достиг $3,4 млрд: в этом месяце OpenSea получила комиссии на $85 млн при издержках, вероятно, менее $5 млн. С тех пор объем сделок сократился примерно до $2 млрд, однако у платформы теперь 1,8 млн активных пользователей и доминирующее положение на рынке. Компания уже насчитывает 70 сотрудников и активно нанимает десятки новых, в том числе крайне необходимых специалистов технической поддержки.

 

Недавно появились слухи о новом раунде венчурных инвестиций при оценке до $10 млрд. Владея долей 19% каждый, 31-летний CEO Финцер и 29-летний Аталла вот-вот могут стать новыми миллиардерами криптоиндустрии.

Аталла вел себя довольно скромно во время третьей ежегодной ноябрьской конференции по криптовалютам NFT.NYC, которая проходила в ресторане нового комплекса Margaritaville Resort Times Square в Нью-Йорке. На съезде присутствовало 5500 зарегистрированных участников, и 3000 человек находились в листе ожидания. Можно сказать, что скромность лежала в основе успешной стратегии Финцера и Аталлы. Некоторые консультанты призывали их специализироваться на конкретной нише на рынке NFT: скажем, на искусстве, играх или музыке. Однако они предпочли создать платформу, которая подходит для всех категорий, потому что не считали, что в состоянии предвидеть, какие виды NFT станут популярными.

 
Аукцион на веб-сайте OpenSea (Фото dpa/TASS)

По словам Финцера, OpenSea процветает не только потому, что забрасывает широкую сеть, но и потому, что «оказалась в нужном месте в нужное время» и прислушивается к желаниям пользователей. Платформа отслеживает NFT на Ethereum и других блокчейнах, и все платежи производятся в криптовалютах. Продавцы могут установить фиксированную цену или устроить аукцион. Художники могут потребовать процент от цены каждой перепродажи. Финцер считает, что в конечном счете система верификации прав собственности на NFT работает для любых товаров: от билетов на концерты до недвижимости, однако он не уверен, что и когда окажется успешным. «Я всегда был настроен довольно пессимистично», — говорит он.

Несмотря на внезапный успех, OpenSea сталкивается с серьезными и разнообразными рисками: от мошенничества и очередного краха рынка NFT до новых конкурентов. В октябре Coinbase, крупнейшая американская криптобиржа и один из первых инвесторов OpenSea, объявила, что запустит собственную пиринговую торговую площадку для NFT. Спустя несколько недель Coinbase насчитывала 2,5 млн пользователей в листе ожидания, а CEO компании Брайан Армстронг предсказывал, что новый бизнес «может достичь тех же или больших размеров», что и ключевое направление по торговле криптовалютами.

Формат открытого рынка, которого придерживается OpenSea, повышает риск подделок и мошенничества: спросите об этом Amazon или eBay. Например, мошенник может скопировать изображение чьей-то работы и продать его как NFT на OpenSea. Финцер говорит, что сайт автоматически ищет подделки, а модераторы расследуют подозрительные предложения. Однако сами сотрудники тоже могут быть частью проблемы. В сентябре Финцер потребовал от директора по продукту OpenSea уйти в отставку после того, как пользователи Twitter обнаружили, что криптокошелек, связанный с этим топ-менеджером, приобретал NFT незадолго до того, как они появлялись на стартовой странице OpenSea, где постоянно обновляются цены: иными словами, он, предположительно, опережал решения собственного работодателя.

 

Основатели OpenSea могут показаться скромными, но амбиций им не занимать. Выросший в Сан-Франциско в семье врача-терапевта и разработчика программного обеспечения, Финцер помнит, как был «потрясен», когда ему отказали Гарвард, Стэнфорд, Принстон и Йель (в итоге он поступил в Брауновский университет). Немного поработав разработчиком в Pinterest, в 2015 году он соосновал свой первый стартап, Claimdog, а год спустя продал его Credit Karma.

Обезьяна из серии Bored Ape Yacht Club была продана на аукционе NFT в августе за $180 000 (Фото STEPH CURRY)

В детстве Аталла, родившийся в Колорадо в семье колумбийского иммигранта и американки, составлял таблицы, чтобы сравнивать качества всевозможных объектов: от птиц до браузеров. Окончив Стэнфорд, он работал программистом, пока не начал сотрудничать с Финцером. В январе 2018 года они попали в бизнес-инкубатор Y Combinator с идеей, которая заключалась в том, чтобы платить пользователям в криптовалюте, если они будут делиться интернетом со своих устройств. Но в тот момент в центре всеобщего внимание оказались CryptoKitties — мультяшные виртуальные кошки, записи о владении которыми фиксировались на блокчейне Ethereum. «Впервые люди, которые не интересовались криптовалютами всерьез, увлеклись ими не потому, что хотели попытать удачу [а делали это осознанно]. Я подумал, что это знаковый момент», — говорит Аталла. Они быстро переключились на стартап OpenSea, а позднее переместили штаб-квартиру в Нью-Йорк.

Как и Beanie Babies (серия мягких игрушек, которые были очень популярны в США в 1990-х и стали предметом коллекционирования. — Forbes), CryptoKitties оказались бесполезны в качестве предметов коллекционирования с точки зрения инвестиций: предложение было слишком велико, чтобы большинство из них дорого стоили. После пика в начале 2018 года интерес к криптовалютам и NFT угас.

В начале 2021 года рынок проснулся, но это не было заслугой OpenSea. Платформы вроде Nifty Gateway близнецов-миллиардеров Уинклвосс привлекли внимание с помощью отобранных предметов искусства высокого уровня. В марте прошлого года торговый дом Christie’s продал с аукциона NFT для картины Everydays: The First 5000 Days цифрового художника Beeple за $69 млн. Это была третья по величине сумма, когда-либо уплаченная за произведение при жизни художника.

По мере того как цены на NFT достигали головокружительных высот, обычные люди все чаще решали стать творцами, коллекционерами или спекулянтами и обращались к OpenSea с ее философией о том, что любой может стать художником, встроенным вторичным рынком и удобными функциями. Например, на сайте есть развитая система фильтров, которая позволяет находить NFT с самыми редкими (и теоретически самыми ценными) характеристиками. Только у 46 (из 10 000) Bored Apes (цифровые изображения обезьян из коллекция NFT Bored Ape Yacht Club, где вместе с приобретением «скучающей обезьяны» покупатель приобретает членство в закрытом яхт-клубе. — Forbes), полностью золотой мех, и они продаются с существенной наценкой. Когда новый NFT создается и вносится в Ethereum, сайт автоматически генерирует веб-страницу с его изображением. Это удобная функция, поскольку NFT становятся признаком статуса и люди пересылают свои страницы на OpenSea и меняют фото профилей в Twitter на принадлежащие им NFT. «Это замкнутый круг обратной связи, основанный на желании и страсти. И OpenSea отлично работает с этим рынком», — замечает Ричард Чен, партнер венчурной фирмы 1Confirmation и ранний инвестор OpenSea.

 

При всей своей привлекательности стартап очень похож на пузырь, и это вызывает вопросы по поводу судьбы OpenSea в случае, если пузырь лопнет. Финцер отвечает: «У нас достаточно запасов, чтобы пережить зиму».

Перевод Натальи Балабанцевой

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+