Эксперты заметили рост числа сайтов-клонов маркетплейсов в «черную пятницу»
Мошенники в «черную пятницу» вернулись к использованию схемы обмана россиян с сайтами-клонами маркетплейсов. С их помощью они заманивали покупателей на фейковую страницу оплаты, обещая, что так те получат скидку на товар. Число таких сайтов-клонов в целом заметно выросло в этого году, отмечают специалисты по информбезопасности
На фоне акций маркетплейсов в период «черной пятницы» мошенники начали активно создавать их копии. Они заманивали покупателей в чат в мессенджерах якобы для отправки ссылки на товар со скидкой. В результате жертва попадала на фейковую страницу оплаты и переводила деньги мошенникам. Об этом сообщила газета «Коммерсантъ» со ссылкой на экспертов по информационной безопасности.
Механизм выдачи ссылок в чатах позволяет мошенниками не копировать сайты популярных маркетплейсов полностью, отметил в беседе с изданием директор по стратегическим коммуникациям Infosecurity a Softline company Александр Дворянский. По его словам, за месяц специалисты выявили и заблокировали более 500 ссылок на подобные ресурсы.
По оценке Infosecurity a Softline company, в преддверии «черной пятницы» число фейковых интернет-магазинов выросло на 30%, что сопоставимо с показателями 2020 года.
В Wildberries отметили, что наблюдали рост числа сайтов-клонов маркетплейса и рассылок от имени компании в течение всего года. Там связали это с ростом популярности Wildberries. В 2021 году покупательская аудитория онлайн-платформы достигла 92 млн человек, уточнили в маркетплейсе. В Ozon сказали, что активность мошенников держится «на традиционном для конца года уровне» и они пользуются ажиотажем вокруг скидок и акций в период «черной пятницы», когда все крупные маркетплейсы привлекают трафик на свои площадки.
Директор центра противодействия мошенничеству компании «Информзащита» Игорь Шульга сказал, что муляжи популярных онлайн-площадок делают правдоподобными, имитируя даже URL-адреса. «В период распродаж может возрасти активность так называемых скальпер-ботов, которые ищут и выкупают популярные товары по дешевке для последующей продажи», — предупредил эксперт.
В этом году мошенники адаптируют под «черную пятницу» показавшие эффективность гибридные схемы, отметили в Group-IB. Руководитель направления антиконтрафакта департамента защиты от цифровых рисков компании Яков Кравцов привел в качестве примера схему «Мамонт». В ней мошенники похищают деньги и данные банковских карт. Они публикуют данные о продаже товаров по заниженным ценам на популярных сервисах бесплатных объявлений. Оттуда переводят общение в мессенджер. Далее покупателю присылают в чат ссылку на один из сайтов популярных курьерских служб для оплаты доставки, которая оказывается фейковой.