К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Китай против техногигантов: что стоит за атакой КНР на собственные компании

Фото: Barcroft Media via Getty Images
Фото: Barcroft Media via Getty Images
В последнее время в КНР произошел ряд громких разбирательств, касающихся крупнейших технологических компаний. По разным оценкам, в результате действия властей одна лишь Alibaba потеряла за последний год 44% своей капитализации. В результате стали звучать заявления о «великом походе» Коммунистической партии Китая на технологический бизнес страны и борьбе политических моделей. Как трактовать действия властей, объясняет в своей колонке руководитель направления «Китай» Института исследований быстроразвивающихся рынков Московской школы управления «Сколково» Олег Ремыга

Данные, данные и еще раз данные

Причины сложившейся ситуации во многом сформировались китайскими интернет-пользователями, которые, по заявлениям Робина Ли (глава крупнейшего китайского поисковика Baidu), «более открыты и менее чувствительны к защите персональных данных», чем их друзья в других странах.

Так, например, согласно данным исследования Global GfK под названием Survey: Willingness to share personal data, 38% китайских пользователей готовы отдавать свои персональные данные ради бонусов и лучшего клиентского опыта. Это самый высокий показатель в мире. Лишь 8% не готовы делиться своими данными. Для сравнения: в Германии и Японии готовы делиться своими персональными данными 12% и 8% пользователей соответственно.

Китайские технологические гиганты эффективно использовали сложившееся отношение китайских пользователей к своим данным. Каждая из них построила вокруг них мощные экосистемы, охватывающие практически все аспекты жизни и учитывающие их уникальные предпочтения. Так, например, экосистема Tencent охватывает более 600 различных компаний.

Связующим звеном между разнообразными сервисами является «нефть XXI века» — персональные данные. Неудивительно, что технологические экосистемы Китая были изолированы друг от друга — так же как данные, которые они накапливали. Более того, к этим данным не было доступа у официальных структур КНР. Внутри экосистем начали формироваться цифровые монополии.

 

COVID-19 как катализатор процесса

Разразившаяся в Китае пандемия в 2020 году показала недостатки сложившейся модели управления персональными данными на примере введения так называемых кодов здоровья. При ее внедрении власти страны ясно увидели простой, но важный факт: национальные технологические компании Китая знают о гражданах страны больше, чем государство. Без перекрестного доступа к данным пользователей (карты Baidu, данных Wechat, платежей Alipay) коды здоровья были бы бесполезны.

В ряде чувствительных отраслей, таких как банковская деятельность, у финтех-компаний, в частности Ant Finance, клиентской информации оказалось больше, чем у государственных банков.

Масштабы же деятельности частной компании могут нести системный риск для финансового сектора страны, поскольку они не подчиняются требованиям кредитных организаций. Дополните это картинку тем фактом, что при проведении IPO на американской бирже инвесторами системно значимой компании станут иностранные граждане, и возникает коктейль, создающий риск для суверенитета финансовой системы страны.

 

Здесь власти в КНР молчать уже не могли. Последовали действия — отмена IPO Ant Finance, применение нормативных требований кредитных организаций к компании и формальный штраф.

Социальный договор 

Не в интересах властей губить национальных технологических чемпионов. Наоборот, технологический сектор страны получает колоссальную инфраструктурную поддержку со стороны китайских властей через национальные программы «Сделано в Китае — 2025» и «Интернет плюс». Ведь с учетом дорожающей рабочей силы и меньшей отдачи от капитала именно технологии становятся основным драйвером экономического роста страны.

Кроме того, наивно считать, что Джек Ма, который является членом Коммунистической партии Китая c 1980-х годов, будет заниматься антисистемной работой. Он, как и все крупные (да и мелкие тоже) предприниматели в КНР, понимает, что завет Дэн Сяопина «богатейте и приобретете славу» всегда сбалансирован пониманием того, что заработанный ими капитал принадлежит китайскому народу.

Власть в стране принадлежит партии и народу — с этим базовым принципом не осмелится поспорить ни один китайский технологический лидер.

Все понимают: может настать день, когда власть потребует вернуть кредит, выданный обществом предпринимателю. Поэтому Alibaba без споров заплатила рекордный для страны штраф $2,7 млрд, а Tencent сыграла на опережение и анонсировала выделение $7,7 млрд на поддержку государственных инициатив по борьбе с бедностью.

 

Безусловно, и новый подход китайских властей к управлению персональными данными также получил поддержку ключевых игроков отрасли.

Что дальше

Сложилась интересная ситуация. Мы наблюдаем, как принцип «власть принадлежит партии и народу» был применен к персональным данным в Китае. Китайские власти здесь для себя дали ответ на вопрос, который обсуждается сегодня во многих странах: кому принадлежат персональные данные? Государству в лице народа, а не частным компаниям.

Происходит болезненный процесс внедрения регулирования технологического рынка, что сопровождается временным снижением капитализации отдельных его игроков. Учитывая, что персональные данные затрагивают почти все сферы жизни, пересборка будет происходить по всем отраслям китайской экономики. К отрасли здравоохранения будет привлечено пристальное внимание в ближайшее время.

Несмотря на контроль со стороны властей, наблюдается тренд на формирование открытого рынка персональных данных. Конкуренция в технологическом секторе выгодна для развития внутри страны.

Так, например, Alibaba и Tencent объявили о том, что они открывают доступ друг другу в свои экосистемы. Другие техногиганты — ByteDance, Baidu Inc , Huawei Technologies Co и Xiaomi Corp — поддержали эту инициативу.

Примечательно, что стандарты для интеграции были предложены Министерством промышленности и информатизации КНР. Закон о персональных данных, который вступил в силу 1 ноября 2021 года, фактически закрепляет этот тренд.

Китайские пользователи не нарадуются — все это позволит им еще более комфортно покупать товары, заказывать привычные им сервисы на любых платформах, клиентский опыт станет еще более персональным и удобным. Внутреннее потребление будет расти, а значит, китайское руководство тоже будет довольно. Именно расширение внутреннего потребления определено в качестве основы будущего экономического роста страны. 

 

Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+